Уже первый паводок ее разрушил. А жители поселка Каажихин так и остались отрезанными от внешнего мира
Со страхом ждут начала осенних ливней жители поселка Каажихин в Сарпинском районе Калмыкии. Дело в том, что осенью, зимой и весной каажихинцы отрезаны от цивилизации. И вроде живут они не на острове, а среди необъятной степи, но выбраться из дома даже при возникновении экстренной ситуации в этот период удается не всегда.
Единственная дорога, которая связывает степной поселок с внешним миром, проходит через небольшую речушку Кара-Сал. Но небольшой и неопасной она кажется только во время засушливого калмыцкого лета. Когда начинаются дожди, речка наполняется водой и блокирует поселок. При этом старая дамба, по которой проложена дорога, давно перестала выполнять свои функции. В прошлом году каажихинцев наконец-то порадовали. Дамбу реконструировали, возле поселка появилось новое гидротехническое сооружение, по которому проложили дорогу и которое теоретически должно было обеспечить надежную и постоянную связь Каажихина с «большой землей». Увы, ничего подобного не произошло. Это стало ясно уже после первого сезона дождей.
– Власти потратили кучу денег, но в итоге для нас практически ничего не изменилось. Гидросооружение не выдерживает напора воды. К тому же оно просто засыпано сверху вязкой глиной, в которой даже при небольшом дожде транспорт вязнет. Каждый второй житель поселка уже по два раза ремонтировал ходовую после поездок по этому мостику. В слякоть по нему вообще ездить небезопасно – машины заносит из стороны в сторону. А когда начался паводок, вода даже лилась сверху, с моста, и смывала машины. Летом же, когда все высохло, это сооружение потрескалось и накренилось. Что с новым мостом, что без него – ничего не изменилось, – вздыхает жительница поселка Евгения Очирова.
По словам каажихинцев, в паводок и слякоть через речку легче перебраться вплавь, чем по дамбе. И сельчане поступают именно так. Используют лодки, сооружают для переправы плоты, преодолевают водную преграду на автомобильных шинах. Местные жители даже разработали собственную логистику по водно-пешеходно-автомобильной схеме. Из поселка они переправляются на другой берег по воде, потом идут пешком около семи километров до начала асфальтированной дороги, а уже там садятся в машины. Когда же жители Каажихина возвращаются домой, то свои машины тоже бросают, не доезжая до поселка. В результате в степи образовалась стихийная автостоянка. Но местные знают, где чей автомобиль, и не посягают на чужое добро. Все это, возможно, было бы забавно, если бы не серьезные трудности и даже реальная опасность, связанная с подобным образом жизни.
– Молодежь из нашего поселка уехала, в основном здесь остались пожилые люди. И в случае чего скорой к ним в распутицу не доехать. Уже был такой случай: у женщины произошел микроинсульт, а ее не удалось быстро вывезти из поселка. И скорая не могла проехать. В результате вовремя оказать медицинскую помощь не получилось. У женщины возникли осложнения, и ей предстоит тяжелый период восстановления. А еще с приходом дождей у нас начинаются проблемы с продуктами. В поселке работает один маленький магазинчик, и что-либо туда завезти становится непросто. А самим не наездиться до райцентра за 80 километров на лодках-машинах. Люди в этот период просто выживают на своих запасах, – рассказывает Евгения Очирова.
А между тем на гидросооружение, не прослужившее и года, было потрачено 20 миллионов рублей.
Источник: “Российская газета”
(Печатается с незначительными сокращениями)
Фото из интернета