Воспитанник республиканской специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по футболу Эрдни Манджиев за свою небольшую игровую карьеру успел поиграть за молодежку астраханского «Волгаря» и возрожденный «Уралан». А совсем недавно приобрел и международный опыт, сыграв за одну из команд чемпионата Монголии и став первым калмыцким футболистом в этом турнире.
Своими впечатлениями от пребывания в братской для нашего народа стране футболист поделился со «Степными вестями».
– Расскажи, при каких обстоятельствах ты стал играть в чемпионате Монголии?
– Лари Илишкин знаком с моим отцом, и так получилось, что он предложил мне поиграть за монгольскую футбольную команду. В принципе, я долго не раздумывал и через пару дней отправился в Монголию. С родителями, конечно, советовался, и они сказали, что нужно поехать и попробовать себя. Так в последний день трансферного окна (30 июля) меня заявили в команду. Хочу сказать, что моему переходу поспособствовали также представители местной общественной организации «Монголы XXI века» во главе с ее руководителем Одбаяром Олзвоем.
– Как называлась команда, в которой ты играл? И из какого она города?
– «Сэлэнгэ Пресс», команда представляет столицу Монголии – Улан-Батор.
– Имеется ли какой-то перевод?
– Как я понял, название связано с рекой. В Монголии есть такая река, которая называется Сэлэнгэ.
– Кто является владельцем клуба?
– Футбольной командой владеет компания «Сэлэнгэ Пресс», которая занимается издательством. Я и еще несколько ребят-легионеров встречались с директором этой организации в самом дорогом ресторане Улан-Батора. Он с нами разговаривал через переводчика, особо интересовался Калмыкией. В общем, наше общение прошло хорошо и в непринужденной обстановке.
– Как тебя встретили?
– Моя фамилия и имя похожи на монгольские. Там имя Эрднэ очень распространенное. Поэтому мне было немного легче в плане освоения, хотя поначалу все думали, что я бурят. А когда я им рассказал, что из далекой Калмыкии, то после пары игр уже окончательно влился в команду. Отношение ко мне изменилось. Кстати, для начала мне надо было доказать свою состоятельность, потому что, сами понимаете, просто так могли и не взять в команду, тем более что видео с моими играми не было.
Первые две недели жил в калмыцкой семье, которая уже давно находится там. Хочу поблагодарить Людмилу Бураеву, ее дочь Кему Норпел и дочь Кемы Булган Жаргалсайхан за то, что приютили меня. Кема, можно сказать, стала для меня проводником: знакомила с городом и монголами, помогала в переводе. Даже после того, как переехал в гостиницу, приходил к ним в гости.
– Как прошла твоя адаптация?
– Поначалу акклиматизация сложно проходила в связи с большой разницей во времени, плюс шесть часов разницы – это очень много. Первую неделю ложился спать где-то в пять утра. Но мне хватило недели восстановиться. А вот в плане еды проблем не было. Монгольская кухня схожа с нашей, калмыцкой. Каждый день нас угощали бараниной и говядиной. Без рыбы и курицы обходился несколько месяцев. А вот другие легионеры не привыкли к такой еде и не особо ценили монгольские яства (смеется).
– Я так понял, что ты был не единственным легионером в команде, если так можно сказать?
– Да, в команде также были два футболиста из Японии и два из России.
– С кем успел подружиться?
– Общался с ребятами, с которыми жил вместе в гостинице. С японцами хорошо подружился, российскими футболистами Андреем Александровым, он из города Ангарска Иркутской области, и Виктором Навроцким из Читы. Кроме того, познакомился с главной звездой монгольского футбола, который играл у нас в команде. Его зовут Мурун. Он является единственным профессиональным футболистом, поигравшим за границей, в свое время выступал за команды из Таиланда и Сербии. Мурун хорошо говорит на английском, и поэтому не было проблем с общением. Во время подготовки он давал мне рекомендации насчет того, как правильно бегать и заниматься на тренажерах. Также до и после матчей разговаривал с игроками из других команд, в основном с ребятами из России.
– Кстати, об общении: на каком языке ты разговаривал с партнерами по команде?
– Хочу сказать, что монгольский язык схож с нашим. К примеру, название цифр и глаголы я понимал. Мне помогал японец, который уже знал более-менее монгольский, а я с ним на английском разговаривал. Он как бы переводил мне какие-то слова. А так с теми же японцами и некоторыми монгольскими футболистами разговаривал на английском. Бывало, что говорил по-калмыцки и они понимали.
– Расскажи об условиях для тренировок.
– Отмечу, что там тренировочный процесс похуже, чем у нас в России. Занятия проходили раз в неделю, а игры каждые выходные. У них тренажерный зал находится при стадионе, где футболисты занимаются бесплатно. Хочу сказать, что определенной базы нет, поэтому все футболисты в основном на стадионе базируются.
– Какое место заняла команда по итогам сезона?
– 6 место. Очень много команд отпустили. Во многих играх мы доминировали, но, к сожалению, подводила реализация моментов.
– А какова твоя личная статистика?
– Я играл на позиции центрального полузащитника. Первые две игры пропустил из-за того, что только приехал, плюс травмы. В общем, в семи играх я забил четыре гола и сделал более пяти голевых передач.
– Как ты проводил свободное время?
– В свободное от тренировок и игр время Одбаяр вывозил меня на природу и показывал достопримечательности города. Там есть очень красивый заповедник под названием «Тэрэлж». Побывал на знаменитой скале Черепаха. Во время пробежек поднимался на гору Зайсан. У них еще есть большой национальный парк, где очень чистый воздух, это идеальное место для пробежек. Я жил недалеко от центра и, в принципе, за пределы этого района не выходил.
– Ну, давай теперь поговорим в целом о самом турнире. Сколько команд играет в чемпионате Монголии?
– В премьер-лиге 10 клубов, а есть еще и первая лига. Большинство команд высшего дивизиона из Улан-Батора, кроме двух – «Хангарьд», представляющая город Эрдэнэт, и «Дэрэн» из одноименного города.
– А есть ли определенные фавориты?
– В чемпионате Монголии, конечно, есть лидеры. К примеру, команду «Эрчим» можно назвать флагманом местного футбола, потому как она является девятикратным чемпионом страны, шестикратным обладателем Кубка и трехкратным обладателем Суперкубка и представляет Монголию на международной арене. Кстати, и в этом году она снова завоевала чемпионский титул. Думаю, главное качество, за счет чего они добиваются таких успехов, – это сыгранность. Футболисты давно играют друг с другом. Тренер у них монгол, он очень требовательный. Я как-то видел их занятия.
– Когда в Монголии начинается футбольный сезон?
– В марте – предсезонка, затем с апреля по октябрь проходят игры чемпионата. Я вот у них не был на предсезонке, поскольку присоединился к команде во втором круге, но ребята-легионеры рассказывали, что они тренировались где-то в степи и были этим шокированы.
– А как ты оцениваешь уровень чемпионата Монголии и игроков?
– Хочу сказать, что футбол в Монголии только набирает обороты. Организаторы проводят турнир под эгидой ФИФА, и это уже считается профессиональной лигой. Конечно, до чемпионата России еще далеко, но за счет привлечения иностранных футболистов у них уровень постепенно растет. Например, в командах играют бразильцы, сербы, испанцы, японцы и даже американец. А в качестве тренеров работают английские, сербские, японские специалисты. Кстати, на следующий год организаторы основательно берутся за развитие. Так, к примеру, легионер не сможет уже подписать контракт без агента. В общем, есть предпосылки к тому, что в скором времени мы услышим о монгольском футболе.
Если говорить об индивидуальном мастерстве, то там есть игроки с очень неплохой техникой. В принципе, может быть индивидуально они сильны, но вот командная и тактическая игра слабая. Хочу отметить и такой факт, что там порой проходит очень жесткая борьба за мяч, особенно это проявляется, когда игроки одной из команд проигрывают. Нечасто, но бывает. Меня даже один раз чуть-чуть не унесли на носилках.
– А как обстоят дела с болельщицким интересом? Много ли людей приходят на матчи?
– Они, конечно, пытаются популяризировать футбол, показывают трансляции матчей по телевидению. В Улан-Баторе два хороших стадиона, но в основном все игры проходят на одном. Они не такие большие, как, к примеру, наш «Уралан». Если сравнивать, то по размеру как две трибуны нашего стадиона. Так что там средний зрительский интерес. Но что меня сильно удивило, так это то, что в Монголии очень популярен баскетбол. Люди разных возрастов играют в него, и практически в каждом дворе стоит баскетбольное кольцо. Я думаю, что это следующий по популярности вид спорта после национальных.
– Много ли зарабатывают футболисты в Монголии?
– У них пока нет системы премиальных, только фиксированная зарплата. Ну, в среднем игрок получает 30-50 тысяч рублей, если переводить на наши деньги.
– Продолжишь ли выступать за эту команду?
– На одном из собраний владельцы нам сказали, что на следующий год будут вливаться большие деньги и, соответственно, условия будут лучше. Помимо этого хотят пригласить тренера-иностранца. Мне, кстати, предложили продолжить играть за эту команду, но я пока раздумываю.
Фото из личного архива футболиста