По информации Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Калмыкии, на сегодняшний день доля автомобильных дорог из 1215 км всей региональной дорожной сети, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 88,24%. В течение пяти лет планируется привести в нормативное состояние 525 километров региональных трасс и 111 км уличной дорожной сети в городских агломерациях (то есть ежегодно необходимо будет ремонтировать тех и других соответственно до 80 км и 22 км). Реализация этих планов в конечном итоге должна привести к тому, что к 2024 году доля региональных дорог, соответствующих нормативу, составит 53,9%, а в столице региона вырастет до 90%.Такую задачу в рамках реализации национального проекта РФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги» ставят перед собой власти республики.
«Уже сегодня вся сеть наших дорог – республиканских, муниципальных, городских, так или иначе, находится в ремонте. С 2019 года в соответствии с планами реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» развитие дорожной отрасли в республике получит новый импульс. У нас появятся дополнительные возможности и ресурсы продолжить ту работу, которую мы начали, в разы увеличить объемы финансирования и выполняемых работ. Это касается, в том числе, дорожной деятельности на территориях районных муниципальных образований», – заявил отраслевой министр Кирилл Ботов на брифинге в декабре прошлого года.
Несомненно, отрадно, что в республике начался такой крупномасштабный проект, благодаря которому работы хватит всем дорожникам. И этим шансом следует воспользоваться, в первую очередь, местным предприятиям дорожной отрасли, коих, надо с сожалением признать, осталось буквально считанные единицы.
«Если у нас в республике найдутся предприниматели, которые сейчас работают в других отраслях экономики, но, видя внимание, которое уделяется региональными и муниципальными властями сфере дорожного строительства и обслуживания дорог, может быть, захотят поменять профиль, – добро пожаловать, как говорится. Такие примеры есть. Почему бы на базе оставшихся в республике мелких предприятий не создать доручастки? Вложить средства в приобретение техники и, зарабатывая деньги, приобретая опыт, потихоньку становиться участниками тендеров. И это также даст толчок развитию, укрупнению и укреплению имеющихся в республике предприятий дорожной отрасли», – считает Ботов.
Одна из таких организаций, оставшихся на плаву, если так можно выразиться, последний из могикан – осколок некогда мощной, разветвленной сети дорожных служб в Калмыкии, это муниципальное унитарное предприятие «Сельдорсервис» Ики-Бурульского района. Раньше оно находилось в республиканской собственности, затем реорганизовалось, и на данный момент его учредителями, хозяевами всей специализированной техники является администрация Ики-Бурульского РМО. Сегодня это хозрасчетное предприятие выполняет муниципальные заказы, связанные с содержанием и ремонтом дорог на территории района, а также занимается подвозом питьевой воды потребителям поселка Ики-Бурул.
По словам директора МУП «Сельдорсервис» Эрдни Авалдыкова, который с июля 2018 года руководит предприятием, раньше оно занималось также вывозом твердых коммунальных отходов, но с осени прошлого года они передали эти функции региональному оператору. А вообще уставом организации предусмотрены непрофильные виды деятельности в сфере строительства и ЖКХ, вплоть до капитального ремонта зданий и сооружений, но это направление ими еще не освоено.
Что касается основной деятельности МУП «Сельдорсервис», то, как рассказал Эрдни Авалдыков, в том, что удалось сохранить деятельность единственного в Ики-Бурульском районе специализированного предприятия дорожной отрасли, заслуга его предшественника на посту директора Нарана Самхаева, проработавшего здесь 21 год, из них 12 лет директором. Именно он фактически отстоял предприятие, не поддавшись уговорам начать процедуру банкротства, не дав разбазарить его имущество.
Ему, патриоту своего района, больно было наблюдать, как некогда крепкое и совсем не малое предприятие численностью 50 человек, с большим автопарком, выполнявшее все виды дорожных работ, постепенно хирело. В то время не те люди были, которые дорожат делом, они во главу угла ставили свои интересы, говорит Наран Лиджиевич. Потому, признается бывший директор, он не мог позволить уничтожить дело всей своей жизни.
Вместе с Самхаевым все эти годы работает также старейший работник предприятия – Александр Вагин, машинист автогрейдера. Теперь ветераны производства возлагают надежды на возрождение родного предприятия под руководством молодого энергичного руководителя Эрдни Авалдыкова, который с присущей ему деловой хваткой (в прошлом он был предпринимателем) взялся за новое для себя дело.
В настоящее время штат специалистов МУП «Сельдорсервис» вырос с трех до 16 человек. Расширился и автопарк техники – есть все необходимое, за исключением асфальтоукладчика: три водовоза, два автогрейдера, погрузчик ТЭО-18, два КамАЗа. С этим набором икибурульские дорожники вполне успешно справляются с возложенными на них в соответствии с муниципальными контрактами обязанностями по содержанию дорог района в зимний период и их текущему ремонту.
Радует икибурульских дорожников и то, что отраслевое министерство повернулось лицом к проблемам отрасли. В самом деле, не во многих субъектах Федерации отмечена такая работа, какая проводится в Калмыкии в части поддержки муниципальных дорожных фондов. Как известно, с 2018 года всем районным муниципалитетам в дополнение к формируемым муниципальным дорфондам оказывается финансовая помощь в виде субсидий из республиканского бюджета на софинансирование мероприятий по ремонту межпоселковых дорог и дорог внутри населенных пунктов в сумме 10 миллионов рублей ежегодно.
В разговоре с заместителем главы администрации Ики-Бурульского РМО Александром Владимировым последний факт им был отмечен особо. По словам Александра Толгаевича, в 2018 году районная администрация направила на решение проблем с местными дорогами в общей сложности свыше 15 миллионов, включая вышеуказанные 10 млн рублей и пять миллионов в качестве софинансирования из районного бюджета.
На эти средства были отремонтированы 3,4 километра дорог в поселке Ики-Бурул, сделав их со сплошным асфальтовым покрытием, и 515 метров улично-дорожной сети в райцентре (пять улиц) – с разметкой, знаками, искусственными неровностями, пешеходными переходами и стоянками возле социальных учреждений. Также в 2018 году отремонтировали дороги с щебеночным покрытием на Ут Салу, Маныч и несколько ферм за счет средств райбюджета в сумме 2,4 млн рублей. По поселку асфальт клали ООО «Агронива» (гендиректор Николай Иванов), а дороги на Ут Салу и далее ремонтировал «Сельдорсервис».
«На 2019 год запланировали отремонтировать в Ики-Буруле одну улицу полностью и вторую, которую в прошлом году не доделали, закончить – общая протяженность ремонта составит 1870 метров. Всего в поселке 19 км дорог, отремонтировано 3,4 км и в следующем году будет обновлено 1,8 км.
Также будут проложены пешеходные дорожки по центральной улице Шовканова и улице Басангова, ведущей в примыкающий к райцентру поселок Красный Путиловец – всего 1180 метров тротуаров. Общая стоимость данных работ составит 7 млн 270 тысяч рублей, это будут средства районного дорожного фонда. В случае если поступит обещанная добавка из республиканского бюджета, добавится еще одна улица в райцентре», – сообщил замглавы администрации района.
Фото автора