Как ограничить потребительский рынок Евразийского союза от контрафакта и фальсификата, обсудили эксперты только что завершившегося восьмого Международного форума «Антиконтрафакт- 2020». Местом проведения мероприятия была Беларусь (Минск), однако благодаря онлайн-формату в дискуссиях смогли принять участие тысячи производителей и потребителей продукции, представители государственных, надзорных, законодательных органов из 17 стран.

Было отмечено, что непростой в эпидемиологическом и психо-экономическом плане, полный запретов 2020-й год стал благоприятным временем для разгула фальсификата и контрафакта. Огромная работа, проведенная в последние годы по очищению российского рынка от опасной и непригодной продукции, из-за ограничений, связанных с пандемией, начала сбавлять темпы, сложнее стало осуществлять надзор за деятельностью производственных предприятий и торговых сетей, изменились форматы контроля – он стал в большей степени документарным, что развязало руки недобросовестному бизнесу.

Особенную тревогу выражают представители кабельной отрасли. Потому что кабельный рынок, основательно зачищенный от фальсификата, вновь стал наполняться сомнительными изделиями. Этой теме на форуме «Антиконтрафакт» была посвящена сессия «Кабельная отрасль: комплексное противодействие недобросовестным участникам рынка», в которой приняли участие специалисты из России, Беларуси и Казахстана.

Отмечая важность проблематики, руководитель Центрального межрегионального территориального управления (ЦМТУ) Росстандарта Марина Калинникова подчеркнула, что фальсификация кабельно-проводниковой продукции (КПП) представляет прямую угрозу жизни и здоровью граждан, наносит колоссальный вред их имуществу.

Согласно статистике, более 60% пожаров и аварий в общественных зданиях, спортивных и торгово-развлекательных комплексах, на электростанциях, транспорте, в электрических сетях, происходит по вине кабельных изделий.

Стремясь к максимальной прибыли, недобросовестные производители при изготовлении кабеля экономят на металле токопроводящей жилы, используют низкокачественные материалы в изоляции и оболочке, «перескакивают» технологические этапы. Все это ведет к изменению характеристик изделий, преждевременному старению изоляции, перегреву электропроводки и, как следствие, – к коротким замыканиям, поражению человека током и пожарам.

Директор по продажам ГК «Энергокомплект», «Союз производителей кабельной продукции Казахстана», Василий Лебедев отметил, что видит две причины появления фальсификата на рынке КПП – алчность и нужду. Обе они обострились в период пандемии. У людей снизились реальные доходы, покупатели стали искать продукцию подешевле. Поставщики тут выложили дешевый товар, умалчивая о том, что он крайне опасен. На казахстанском рынке поначалу присутствовал только импортный фальсификат. Но дурной пример заразителен, и, в условиях резкого ограничения государственного контроля из-за пандемии, аналогичный продукт стали производить и местные предприятия. В. Лебедев предложил коллегам ЕврАзЭс принять единые конкретные меры по борьбе с фальсификатом.

О проблемах и национальной специфике борьбы с фальсификатом рассказал и заместитель генерального директора крупнейшего в Белоруссии завода по производству кабельно-проводниковой продукции «Энергокомплект» Игорь Водопьянов.

Заместитель генерального директора Ассоциации «Электрокабель», куратор работы организации по задачам Комитета «Антиконтрафакт» и проекта «Кабель без опасности» Юрий Кауканайнен (Россия) предупредил, что в борьбе с фальсификатом постоянно нужно быть начеку, так как недобросовестный бизнес находит все новые лазейки, позволяющие получать дополнительную прибыль «из воздуха». Так, одной из тенденций последнего полугодия 2020 г. стало появление кабеля с низкими показателями по дыму. Удивительно, но производителями новаторских изделий являются кабельные заводы, которые никогда не блистали «продвинутой» продукцией. Как им удается достигнуть уникальных параметров по дыму? Откуда они для этого берут супер-пластикаты, когда на рынке сложно найти даже просто хорошие? Неизвестно. Поэтому принято решение отправить часть образцов данной продукции на дополнительные лабораторные исследования, чтобы проверить соответствие характеристик реальным качествам, заключил Юрий Кауканайнен.

Эксперты обсудили множество других проблем, связанных с фальсификатом. По их оценкам, даже наличие сертификата не гарантирует надежность и качество продукции. Дело в том, что область сертификации – не совсем прозрачная сфера кабельного рынка, а органы, выдающие сертификаты, сами нуждаются в серьезной проверке. Иначе как объяснить, что ничем не примечательные лаборатории (на основе испытаний которых выдается сертификат соответствия) умудряются проводить сотни и даже тысячи испытаний в год, если даже самая успешная испытательная лаборатория может провести не более 100?

Или почему российские изготовители кабеля предпочитают проводить испытания образцов не в своей стране, а в лабораториях Евразийского союза? И еще много-много вопросов, на которые только предстоит найти ответы.

Но какой дать совет покупателю, который приходит в магазин за товаром сегодня? «Главный маркер в нынешних условиях – это стоимость, – говорит генеральный директор завода «Электрокабель» Дмитрий Пташинский. – Достаточно посмотреть на цены, чтобы понять, в каких случаях потребителям предлагается неполноценный и небезопасный продукт».

Но это – не решение проблемы.  Решение состоит в том, чтобы плохая продукция на рынок не поступала. Для этого прежде всего нужно разрешить допуск контрольно-надзорных органов на все кабельные предприятия, включая малые, считает гендиректор. В настоящее время действует постановление Правительства России, запрещающее плановые проверки малого бизнеса с 2016 по декабрь 2021 года. Для кабельной отрасли такой подход недопустим. Ведь, почувствовав безнаказанность, малый бизнес пустился во все тяжкие. Появились целые кабельные кластеры, где производится продукция ходовых марок, небезопасная в использовании.

В 2021 году в РФ планируется принять комплексную программу по борьбе с фальсификатом на кабельном рынке. Ее реализация должна поставить плотный барьер на пути некондиционной продукции. Тогда, покупая кабель, человек может быть уверен, что его дом не сгорит, а с ним самим ничего не случится.