Впервые в Калмыкии детально обсудили главный финансовый документ

Как уже сообщали «Степные вести», Правительство Калмыкии провело первые публичные слушания по республиканскому бюджету – на общественный суд были представлены итоги его исполнения за 2020 год. Это мероприятие стало важным шагом на пути к формированию эффективного взаимодействия органов власти и населения региона в целом и, в частности, по такому важному вопросу, как бюджет региона, затрагивающему интересы всех его жителей.

До этого с главным финансовым документом, основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики Калмыкии граждане могли ознакомиться виртуально из материалов, размещенных на сайтах Правительства РК и Министерства финансов РК. Вчера же на публичных слушаниях любой из участников мог задать интересующий его вопрос по этой теме.

Несмотря на ковид, доходы ресбюджета в 2020-м выросли на треть

Интерес для всех, несомненно, представляет содержание этого важного документа, то, что стоит за той или иной строкой бюджета как в доходной части, так и, в особенности, раздела, где расписаны расходы. Из выступления первого вице-премьера – министра финансов РК Очира Шургучеева участники слушаний узнали исчерпывающую информацию относительно того, каким было исполнение республиканского бюджета по доходам.

В целом доходы в 2020 году превысили на треть объемы 2019-го и составили 20,4 млрд рублей.  Примечательно в том числе, что в «ковидном» году  налоговые и неналоговые доходы ресбюджета выросли на 13,4 %, или на 784,6 млн рублей и составили 6,7 млрд рублей, в том числе около 6,5 млрд рублей приходятся на налоговые платежи, которые увеличились на 12 %, или 693 млн рублей.

В частности, по налогу на доходы физических лиц, являющемуся одним из основных источников пополнения республиканского бюджета, рост составил 12,7 %, или 170 млн рублей (консолидированный бюджет РК – 12,5 % и 283 миллиона). Увеличение объясняется ростом номинальной среднемесячной начисленной заработной платы в регионе, которая за 2020  год выросла на 11,8 %, до 31 тыс. 694,8 руб., а также реализацией мероприятий по снижению неформальной занятости и увеличением размера МРОТ. Кстати, в целом по стране средний темп роста по данному налогу составил 107,7 %.

К сожалению, в прошлом году произошел спад по налогу на прибыль организаций –  поступления сократились на 9,2 %, или на 223,8 млн рублей, и составили 2 млрд 212,6 млн рублей. Это связано со снижением объемов прибыли обособленных подразделений, организаций – участников консолидированных групп налогоплательщиков, субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к отраслям, наиболее пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. При этом министр финансов отметил, что по РФ снижение поступлений по налогу на прибыль оказалось еще больше – на 13 %, а среди субъектов ЮФО – минус 10,6 %.

Доходы по налогу на имущество организаций за 2020 год увеличились на 15 % и составили в сумме 982,8 млн рублей. А вот поступления от транспортного налога  достигли только 96,8 % к уровню 2019-го, или 199 миллиона.

Весомая поддержка Калмыкии оказана из федерального бюджета – объем полученных республикой межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по борьбе с ковидом и по различным федеральным программам в 2020 году увеличился почти на 3,6 млрд рублей (рост – 35 %) и исчисляется 13,7 миллиарда. Это наибольший показатель за последние годы, заметил Шургучеев.

В рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия, которая состоит из трех основных направлений: «Экономика», «Среда для жизни», «Социальная сфера» с общим объемом финансирования 5 млрд рублей на срок пять лет, в 2020 году регион получил первый миллиард. 562,8 млн рублей были предназначены на мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (по линии Минэкономразвития России) и 437,9 миллиона – на строительство и ЖКХ (по линии Минстроя России).

Когда «пустить в расход» значит пустить на важные дела

Исполнение республиканского бюджета по расходам, сформированным, в основном, по 21-й государственной программе РК, составило 22 млрд 318 млн рублей, что на 38,6 %, или на 6,2 млрд рублей больше, чем было в 2019 году. Львиная доля средств,  67,9 %, или 15,1 млрд рублей, направлена развитие сфер образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, поддержки семей с детьми, детей-сирот.

Всего на реализацию нацпроектов на территории Калмыкии в 2020 году было выделено 4 млрд рублей, или 18 % всех средств, с ростом к 2019 году на 29,3 %. Кроме того, 1,8 млрд рублей, или более 8 % всех расходов (в том числе свыше 1 миллиарда  рублей из республиканского бюджета) направлены на борьбу с пандемией.

Расходы на финансовую поддержку реального сектора экономики – сельского хозяйства, коммунальной и транспортной инфраструктуры –  составили 5,6 млрд рублей, или 25,3 % всех расходов. Так, на поддержку сельхозпроизводителей, для которых прошлый год ознаменовался большими бедами – засухой, нашествием саранчи, приведшими к бескормице и значительному падежу скота, на компенсацию ущерба, причиненного в результате ЧС, 1167 сельхозтоваропроизводителям направлено 562,1 млн рублей.

Расходы на стимулирование приоритетных подотраслей, таких как мясное скотоводство, овцеводство, племенное дело, на несвязанную поддержку растениеводства, приобретение семян, развитие овощеводства, а также малых форм хозяйствования, составили в общей сложности около 773 млн рублей. На субсидирование мелиоративных мероприятий израсходовано 286,8 млн рублей. В рамках поддержки проектов «АГРОСТАРТАП», а также на возмещение части затрат сельскохозяйственным потребительским кооперативам направлено 51,2 млн рублей. В целом объем господдержки в сфере АПК в сравнении с 2019 годом увеличился в 1,8 раза, или на 726,7 млн рублей, и составил 1,7 млрд рублей. 

Расходы на поддержку малого и среднего бизнеса выразились как в прямой поддержке субъектов МСП в виде льготных кредитов (44 млн рублей), субсидий (20,6 млн), микрозаймов (22 млн), а также докапитализации региональных гарантийных фондов, так и в форме налоговых каникул и иных преференций.

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, дорожная деятельность и строительные работы в республики остановлены не были,  подчеркнул докладчик. Более того – благодаря реализации в Калмыкии нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» расходы на дорожное хозяйство в сравнении с 2019 годом увеличились на 34,2 %, или на 386,9 млн рублей, до полутора миллиардов рублей.

Еще одним приоритетом минувшего года и на последующий период реализации ИПР Калмыкии являются бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства. В 2020 году общая сумма расходов на капвложения по отраслям экономики составила 1 млрд 680,6 млн рублей и в сравнении с предыдущим годом увеличилась на 13,2 %, или 196 млн рублей. Из них на строительство и реконструкцию 16-ти объектов образования направлено 659,8 млн рублей, по линии Минздрава РК – 476,4 млн, Минкультуры – 93,5 млн, Минспорта – 74,4 млн рублей. На объекты социальной поддержки населения в прошлом году направлено 22,1 млн рублей, по отрасли коммунального хозяйства расходы составили 94,9 млн рублей, из них на объекты водоснабжения потрачено 92,5 млн рублей.

Все, что касается бюджета, очень важно – считают жители республики

В ходе слушаний участники не только ознакомились с правительственным докладом, но и получили разъяснения на множество вопросов, часть из которых выходила за рамки предложенной тематики. Как резонно заметил член Общественной палаты РК Василий Церенов, «все, что касается бюджета, актуально и очень важно».  По его словам, он пришел подготовленным: внимательно изучил сам документ, покопался на сайте Минфина, где есть специальный раздел «Бюджет для граждан», и хотел бы получить ответ на вопрос, который  интересует всех жителей республики.

«В обществе идет дискуссия о недостаточности налогообложения и избыточности налоговых льгот для компаний «КТК», «Лукойл», «Фортум». Так, по собственным оценкам Министерства финансов республики,  республика в связи с действующими в отношении них налоговыми льготами теряет не менее 460 млн рублей в год. Насколько обоснованы в текущей бюджетной ситуации данные преференции для коммерческих организаций? Сколько рабочих мест создали вышеназванные компании для жителей республики, какие суммы налогов заплатили в республиканский и муниципальные бюджеты в сравнении с суммами полученных налоговых льгот?» – поинтересовался В. Церенов.

«Что касается «КТК-Р», то консорциум не пользуется и никогда не пользовался налоговыми льготами, – прокомментировал первый вице-премьер РК. – Он полностью платит налог на прибыль и имущество организаций и плюс НДФЛ за тех работников, которые трудятся на территории республики.  Это один из крупнейших налогоплательщиков в республике, объем выплачиваемых консорциумом налогов составляет более 2,5 миллиарда рублей.

По «Лукойлу». Эта компания на сегодняшний день пользуется только одной льготой, по налогу на имущество организаций. Она была введена в 2014 году и заканчивается в текущем году, с 2022 «Лукойл» начнет платить этот налог так же, как и «КТК», в полном объеме, а также налог на имущество организаций и подоходный.

Компания «Фортум», как вы знаете, в прошлом году построила у нас ветроэлектростанции. С этого года она уплачивает все три вышеупомянутых налога, не имеет никаких льгот. Если брать статистику за первый квартал 2021-го, то сумма для Калмыкии достаточно серьезная – порядка 400 млн рублей.

Относительно 460 млн рублей, недополученных в бюджет, могу пояснить, что да, есть такое. В ней «сидит» та самая льгота «Лукойла» по налогу на имущество. Для чего мы вводим налоговые льготы? Прежде всего, эта мера стимулирующего характера, она нужна для того, чтобы крупные компании могли заходить в республику и работать на ее экономику. Кроме того, правительство республики старается наладить сотрудничество с ними для решения социальных задач в интересах жителей региона. Пример – многолетняя социальная программа «КТК-Р» на территории республики.  

То есть мы ищем пути для выстраивания взаимовыгодных взаимоотношений. И если даем преференции, то практически те же суммы компании отдают обратно в виде благотворительной помощи».

Юрий Зайцев: Никто на муниципалитеты не давит

Коль скоро речь зашла о крупных налогоплательщиках республики, их отдаче в виде налогов и в целом пользе для республики, то нужно говорить и об их добросовестности в отношении властей муниципалитетов, где они непосредственно ведут свою производственную деятельность. Так считает председатель регионального ОД «Наша Калмыкия» Санал Убушиев. По его словам, ему известно о том, что КТК в течение пяти лет не платит арендную плату за землю в бюджеты Черноземельского и Ики-Бурульского районных муниципальных образований.

«Это выходит где-то более 300 миллионов рублей. Только по Черноземельскому РМО задолженность составляет 214 млн рублей, и на сегодня компания на основании действующего федерального закона обратилась в администрацию района с заявлением об изменении арендных ставок. Если до этого район получал от нее около 40 млн рублей, то сейчас сумма уменьшится до 1 млн рублей. Властями районов претензионная работа проведена, однако иски в суд они не подают, якобы республиканские власти не разрешают им этого. Хотелось бы услышать комментарий по этому поводу», – сказал Убушиев.

На вопрос ответил глава калмыцкого кабмина Юрий Зайцев. «Первоначально, когда начала формироваться арендная плата для «КТК», была одна ставка, потом федеральное законодательство изменилось. Однако районные власти не пересчитали ставку в соответствии с теми изменениями, на которые они обязаны были отреагировать, поскольку федеральное законодательство в приоритете над любым региональным и тем более муниципальным нормативным правовым актом.  Они продолжали начислять по первоначальной ставке, консорциум платил по ставке, утвержденной поправками.

Поэтому скажу так: никто районным администрациям не запрещает обращаться в суд. Они обязаны это сделать, но не делают, потому что знают, что проиграют, ибо суд подтвердит правомерность действий именно арендатора. Тут как раз к районам вопрос, почему они не пересчитывают ставки, почему не выходят на компанию и не договариваются по этому вопросу. У них другого выхода нет», – заявил премьер.

В ходе слушаний поступили из зала и другие вопросы, на которые были даны развернутые ответы. В частности, председатель республиканского комитета профсоюза работников образования Антонина Коокуева выразила признательность главе Минфина Калмыкии за работу в 2020 году, приведшую к тому, что учителя республики, наконец, смогли пройти, как им и полагается, бесплатный медицинский осмотр.

«Эта проблема многолетняя, и впервые была решена в прошлом году положительно: почти 90 % учителей смогли пройти плановый медосмотр, не тратя своих личных средств. Наверное, это связано с тем, что пришли новые молодые руководители муниципалитетов, которые обратили внимание на эту проблему особое внимание. Но вопросов осталось еще немало, особенно в части того, в каких условиях проходят медосмотр педагоги, в частности, в городе Элисте. Также остается нерешенным вопрос по оплате услуг медучреждений, большей частью в городе. Необходимо, чтобы муниципальные бюджеты, которые находятся под контролем Минфина, изыскали возможность решить эту проблему окончательно», – обратилась с просьбой к министру профсоюзный лидер.

И второй вопрос, который задала А. Коокуева, касался планов  правительства РФ по реформированию системы оплаты труда работников: «Есть ли у вас информация о том, когда учитель увидит эту систему оплаты труда, к новому учебному году или уже к следующему календарному году?»

На него ответила министр социального развития, труда и занятости республики Марина Ользятиева. По ее словам, на сегодня Минтруд РФ  сформировал программу, и буквально с прошлого месяца все государственные и муниципальные учреждения страны загрузили свои данные по начислению заработной платы в разрезе категорий, которые предусмотрены указами президента РФ.

«Ведется анализ всех этих данных, и в ближайшее время исполнение решений о повышении оплаты труда педагогов в рамках поручения главы государства будет прорабатываться со всеми федеральными органами исполнительной власти.  Мы полагаем, что это произойдет точно не к новому учебному году, а, вероятнее всего, к началу календарного года, потому что это достаточно объемная работа, и потребуется определенное время для того, чтобы сбалансировать все системы оплаты труда как в отраслевом разрезе, так и между субъектами Федерации», – отметила М. Ользятиева.

Фото: Николай Бошев