В комитете Госдумы по информационной политике поддержали предложение московского отделения Ассоциации юристов России отрегулировать работу рекомендательных сервисов. В нижней палате парламента считают, что у пользователей должно быть право выбора, смотреть «очищенный» алгоритмом контент или нет.

О чем идет речь? Когда пользователь просматривает интересующий его контент, система запоминает его предпочтения. Например, вы делаете ремонт и ищете подходящий дизайн для обустройства квартиры. Специальный алгоритм через время выдает вам сайты, которые отвечают поисковому запросу – «дизайн жилья». Эти порталы рекомендованы конкретно вам специальным алгоритмом.

И такие системы активно используются заказчиками, заинтересованными в привлечении новых покупателей. Но при этом сам пользователь попадает в некий вакуум, невольно реагируя на предложенные сайты, попадая в зависимость от них.

Это не только сокращает информированность пользователя, но и раздражает, повышает риск социальных конфликтов. Депутаты уверены в том, что пользователь должен иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность сервиса. 

– Рекламодатели –самые большие спонсоры для цифровых платформ, и именно они формируют всю цифровую экономику. Поэтому, конечно, тут опасны радикальные меры. Нужно дать время рынку и рекомендательным сервисам привыкнуть к новым правилам и сформировать практику работы в соответствии с новыми принципами, – считает Деля Ольдеева, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса КалмГУ.

Эльвиг Матвеев