Инвестор элистинского аэропорта планирует увеличить пассажиропоток в следующем году до 150 тысяч и до полумиллиона к 2030 году. Для этого компания «Новапорт» предусмотрела вложение свыше 300 миллионов рублей в модернизацию существующего терминала (а впоследствии и строительство дополнительного) и реконструкцию взлетной полосы для возможности приема воздушных бортов в туман. Об этом Глава Калмыкии Бату Хасиков рассказал во время своей прямой линии 30 августа, отвечая на вопрос о стоимости авиабилетов с отправлением из Элисты.

Соглашение с крупнейшей сетью, которая владеет почти двумя десятками аэропортов в российских регионах, Калмыкия подписала в марте этого года. Власти возлагают надежды на развитие авиатранспортной инфраструктуры как стимула для роста экономики республики и повышения качества жизни населения.

Справедливости ради нужно сказать, что история элистинского авиапредприятия берет начало аж с 1930 года, когда первый аэродром с посадочной площадкой с четырьмя кострами образовали на улице Ленина. Но чтобы проследить путь взлетов и падений элистинского аэропорта не обязательно заглядывать в такую «историческую глубину». Вспомним 1970 год, когда сдали в эксплуатацию новый аэрокомплекс с искусственной взлетно-посадочной полосой, усовершенствованными средствами управления воздушным движением для диспетчеров, что позволило принимать реактивный Як-40. Тогда парк базовых воздушных судов пополнили этими марками, стали развивать наземную базу по техобслуживанию самолетов и аэродрома, коммунальные службы, построили гостиницу для транзитных пассажиров. Элисту связали воздушными линиями более чем с 20 городами Советского Союза. Штат предприятия вырос до 700 человек в 1980-1990-е годы, количество рейсов – до 22 в сутки, так что встал вопрос о замене недостающего количества ЯК-40 на Ил-114, а старых «Аннушек» на Ан-28. Специалисты уже приступили к проектированию новых ангаров для крупногабаритных судов, да не тут-то было.

Уже в это время стал заметен убывающий спрос на авиаперевозки сначала по республике. Понятное дело: строились дороги с твердым покрытием, развивались автотранспортные перевозки, а «малая авиация» зависела от метеоусловий, к тому же Ан-2 были откровенно малокомфортабельны. Удаленные от сел аэродромы стали постепенно закрываться: Комсомольский, Яшалта, Большой Царын, Цаган Аман.

Правда, до 1991 года экономические показатели Элистинского ОАО были все еще благоприятными: 40-е, а потом и 42-е ЯКи совершали до четырех рейсов в день в московский аэровокзал Быково. Но рынок и здесь ударил по планово-убыточному предприятию, потери которого в советские времена покрывались Северо-Кавказским управлением гражданской авиации. С переходом на самоокупаемость обойтись без дотаций объединенному авиаотряду оказалось сложно. После либерализации цен в 1991 году резко возросла стоимость топлива, электроэнергии, запчастей, капремонта, одновременно понизилась покупательская способность вчерашних клиентов, и к концу 1993 года отправки пассажиров упали до 85 %.

Госавиапредприятие, содержащее всю необходимую инфраструктуру, было жестко ограничено утвержденными тарифами. Чтобы помочь ему выжить, образовывали компактные авиаструктуры, из состава выводили некоторые службы – так, в Калмыцкий филиал «Волгоградаэронавигации» выделили диспетчеров и базу радио-электротехнического обеспечения и связи. Попытки заново открыть забытые старые рейсы несли лишь убытки и рост цен для пассажиров. Для оплаты ремонта и дооборудования оставшихся в эксплуатации бортов за несколько лет распродали большую часть судов. С конца 1995 года о регулярных полетах Элистинское ОАО уже не мечтало, а через три года лишилось и свидетельства эксплуатанта.

В ожидании Всемирной шахматной олимпиады в 1998-м аэродром «Элиста» на короткое время оживился. В планах предусматривалась его реконструкция согласно нормам ИКАО для эксплуатации среднемагистральных типов Ту-154, Ил-76, Ту-204, Боинг-737 с удлинением взлетно-посадочной полосы до 3200 метров и оборудованием метеосветосигнальными системами. Однако в день приема международных гостей воздушные ворота столицы встречали самолеты лишь на отремонтированной и усиленной 2000-метровой полосе, расширенной до 45 метров.

Позже, для поддержания статуса, ее все-таки удлинили, но к вопросу перестройки здания аэровокзала так и не возвращались. С 2005 года 100 % акций ОАО «Аэропорт Элиста» переданы в собственность Российской Федерации.

Нельзя сказать, что попыток спасти аэропорт, находившийся в федеральной собственности, но более всего необходимый именно республике, власти Калмыкии не предпринимали. Однако эти попытки можно назвать спорадическими – аэропорт надеялись продать кому-нибудь, без сложнейшей работы по поиску и привлечению стратегического инвестора.

Как рассказал «Степным вестям» вице-премьер Наран Кюкеев, дважды, в 2012-м и 2016-м, предприятие выставлялось на торги с первоначальной стоимостью сначала в 8,5 млн, а затем в тысячу рублей. Но на торги не заявился ни один покупатель. Причина отсутствия интереса у инвесторов банальна – сотни миллионов рублей кредиторской задолженности.

«Аэропорт – это специфичный актив. Тем более, долговая нагрузка, которую нам, кстати сказать, удалось существенно уменьшить. Но не это главное. Ключевое здесь в другом. Мы понимали – рынок операторов региональных аэропортов очень мал. Главное – показать инвестору перспективы развития объекта. И показать, что мы со своей стороны комплексно и долгосрочно  развиваем транспорт и логистику.

Для переговоров с представителем «большой тройки» в этой сфере, с компанией «Новапорт», которая владеет аэропортами в Перми, Новосибирске, Челябинске, Воронеже, Волгограде, других крупных городах, нужны были конкретные действия, например, по увеличению пассажиропотока. Мы этого добились, достигнув за 2020 год показателя в 82 тысячи против 13 тысяч в 2013-м. Доказали, что элистинский аэропорт имеет потенциал, если дать правильный старт его дополнительному развитию. И по результатам аукциона в мае собственником 100% пакета акций АО «Аэропорт Элиста» стало ООО «Новапорт Холдинг».

Нам удалось привести в регион стратегического инвестора, в основании действий которого не просто абстрактная вера в будущее нашего аэропорта, а финансовый расчет, цифры, масштабный план развития. Считаю это особенно ценным», – подчеркнул зампредседателя республиканского правительства.
 

Сегодня из Элисты можно улететь в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Минводы и Сочи. В планах инвестора на следующий год связать калмыцкую столицу еще и с Симферополем, Казанью, Волгоградом и Краснодаром. А для этого требуется совершенствовать транспортную точку в части наземного обслуживания пассажиров и воздушных судов, проектировать новый аэровокзальный комплекс с производственной площадью до трех тысяч квадратных метров, закупать спецтехнику, обновлять инженерную инфраструктуру. Что-то предполагается осуществлять за счет федеральных средств, что-то – за счет инвестора. Уже по итогам этого года планируется достичь цифры в 100 тысяч пассажиров, а в скором времени – увеличения количества рейсов с двух до пяти ежесуточно. Цифр, которые еще года три назад для калмыцкой авиаотрасли казались недостижимыми.

Фото: из архива редакции