На днях АНО «Национальные приоритеты» представило экспертный доклад «Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы?” Как отметила руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО “Национальные приоритеты” Юлия Грязнова, российская семья за последние годы очень изменилась. В связи с чем требуется актуализированное понимание того, что происходит с семьей на каждом этапе жизни.

В результате научных исследований эксперты пришли к выводу, что для россиян семья остается одной из главных жизненных ценностей. При этом роли внутри семьи очень сильно поменялись, семейные модели стали более разнообразными, а внутренние отношения –  менее устойчивыми. В связи с чем требуется более существенная и  разнонаправленная поддержка со стороны государства.

Ю. Грязнова обратила внимание на такую особенность: заключение брака перестало быть традицией, это является исключительно осознанным выбором людей. То есть люди строят брак лишь в том случае, когда убеждены, что он им необходим для дальнейшей жизни.

Еще одной особенностью становится то, что в современной семье существенно увеличивается социальная нагрузка на мужчин. Общество требует, чтобы мужчина продолжал обеспечивать семью материально и в то же время больше времени уделял семье и воспитанию детей.

Многодетность для российской семьи по-прежнему является нормой. Однако у членов семьи возникает конфликт между желанием иметь много детей и строить карьеру. Поэтому нередко рождение детей откладывается на более поздние сроки (благо, медицинские технологии это позволяют). Это очень беспокоит врачей-репродуктологов, поскольку поздние роды зачастую связаны с патологиями (в 2020 году рождение «особенных» детей выросло на 6%), что влияет на климат в семье.

Отказ семейной пары иметь детей тоже существует, однако в нашей стране не носит массового характера.

В вопросах воспитания детей тоже наблюдаются существенные изменения. Например, модным трендом становится отцовство. Но, как отмечают мужчины, городская инфраструктура и индустрия развлечений оказались не готовы к общению/прогулкам/занятиям по интересам и пр. ребенка с отцом, все сделано «под маму», и этот подход надо менять.

Школа потеряла свою главную роль в воспитании детей, ее заменили интернет, социальные сети и сообщества. Их влияние на ребенка становится основным. Поэтому в семье сформировался серьезный запрос на пересмотр функции и роли школы в воспитательном процессе.

Старшее поколение все меньше общается с детьми, потому что бабушки-дедушки продолжают работать, даже находясь на пенсии.

Что касается немощных членов семьи, то в процессе соцопросов выяснилось: люди не готовы отдавать своих старых и больных родственников в дома престарелых и интернаты (в основном туда поступают одинокие люди). Россияне, в отличие от жителей многих других стран, готовы идти на жертвы – переходить на более низкую зарплату, на неполный рабочий день, – лишь бы иметь возможность ухаживать за родными. Одна из мотиваций: «У меня не так много родственников, чтобы ими разбрасываться». Чтобы облегчить жизнь таким семьям, в стране принимаются программы долговременного ухода, которые являются составной частью национальных проектов.

Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин заметил, что экспертный доклад не решает проблем, которые существуют у современной семьи, находящейся в периоде трансформации. Но он позволит запустить большую дискуссию, призванную ответить на стратегический вопрос: сможем ли мы сохранить традиционную семью, либо ей на смену придет что-то принципиально новое? От ответа зависит главное – сможем ли мы сохранить свое государство и каким оно будет?

ВЦИОМ провел опрос в 80 регионах (500 городов, 100 сел) на тему вступления в брак. По приведенным данным, 71% россиян предпочитают вступить в брак и жить в семье; 10%, создавая семью, не считают нужным регистрировать брак; 11% выступают против брака вообще, считая, что лучше жить одному, а 2% согласны на фиктивный брак и одиночное проживание.

Статистика показывает, что желающих вступить в брак и жить в семье за последние 4 года стало меньше (в 2017 году их было 78%), а «волков-одиночек» – больше (в 2017 году показатель был 5%).

Распределение ролей внутри семьи тоже изменилось: 85% россиян считают, что домашние обязанности и воспитание детей родители должны делить поровну, при этом основным кормильцем и защитником должен оставаться мужчина. Это говорит о том, что хотя традиционные роли в семье начинают меняться, традиционный формат мужчины как лидера актуален и предпосылок к женскому лидерству, о котором в последнее время так много говорится, на самом деле нет.

Современная семья сталкивается со множеством проблем разного порядка. Одной из них является отсутствие нравственных ориентиров у ее создателей, считает соучредитель благотворительного фонда “Женщины за жизнь” Наталья Москвитина. Распущенность в молодежной среде нередко воспринимается как свобода. Сексуальный дебют в нашей стране, как правило, случается в 14 лет. При этом разрыв между первым сексуальным опытом и рождением ребенка может составлять десятки лет. Это связано, прежде всего, с неуверенностью матери в своем будущем, опасениями за будущее своего ребенка. «Там, где есть страх, там нет любви. А семьи без любви не бывает», – подчеркнула Н. Москвитина.

На этом фоне отчетливо проявляется и прямо противоположная тенденция: активное развитие института отцовства. Как рассказал председатель Совета отцов Москвы, директор по развитию Союза отцов Алексей Чегодаев, уже в 57 регионах созданы сообщества отцов, нацеленных на воспитание и развитие детей. Обнаружив, что полноценно провести время вместе с ребенком, в общем-то, негде, отцы стали обращаться в музеи, общественные организации, на предприятия сферы услуг, к предпринимателям и т.д. с просьбой создать условия для общения отцов и детей за пределами дома. И поняли, что мужчина-отец как целевая аудитория нигде не рассматривается. Сейчас ситуация начинает понемногу меняться, но это только первые шаги.

«Мужской потенциал в семье не реализован, – заключил А. Чегодаев. –  А ведь в стране 37 миллионов мужчин, которые могут и должны участвовать в воспитании ребенка. Мужчина охотно втягивается в процесс воспитания, ему это не только интересно, но и необходимо. Мужчина, участвующий в воспитании детей, ощущает себя более нужным и значимым. А это очень важно».

Директор благотворительного фонда “Старость в радость” Елизавета Олескина рассказала о пилотных проектах по долговременному уходу за старыми и тяжелобольными людьми, которые реализуются в 24 регионах нашей страны. Их задача – создать такие условия для семей, имеющих немощных стариков и тяжелобольных родственников, чтобы муж и жена могли жить нормальной жизнью: работать, рожать детей, создавать свое будущее. Вариантов много, они отрабатываются в рамках «пилотов». Это и полноценный надомный уход, когда муж и жена находятся на работе, за стариками и людьми с тяжелой инвалидностью ухаживает социальный работник (4 часа в день в течение всей недели бесплатно. Семья по желанию может использовать бесплатное время в течение 2-3 дней), и дневные центры для пожилых людей (стариков забирает и привозит назад соцслужба), и возможность без проблем определить старика/тяжелобольного в стационарный центр по уходу, чтобы съездить в отпуск и т.д. К этому добавляются специальные службы сервиса и проката, позволяющие, например, переоборудовать в квартире пространство пациента так, чтобы за ним удобно было ухаживать, либо решающие другие вопросы семьи.

Больше всех в грамотной реализации пилотов по уходу преуспел Волгоград, который начинал с двух центров, а недавно открыл 26-й. Больших успехов добилась и Ульяновская область. Там лицам, ухаживающим за тяжелобольными родственниками, выплачивают зарплату и оказывают всестороннюю поддержку по уходу.

Полноценный уход за стариками и людьми с тяжелой инвалидностью обеспечивают в Тамбове и Забайкалье.

Любая поддержка, осуществляемая и разрабатываемая государственными и общественными институтами, нацелена на сохранение семьи. Потому что будет семья – будет страна. По-другому не бывает.