В середине ноября планируется открытие офиса Центра развития и поддержки калмыцкого языка. Центр, конечно же, успешно работает, речь о том, что открывается официально место нахождения центра, который объединил молодых людей, работающих в таком масштабном и жизненно необходимом проекте для республики. И обществу интересны они – молодые современные люди.

Очень важно, что поддержкой родного языка занята молодежь, которая привлекает к работе таких же молодых и энергичных, технически продвинутых. Конечно, руководителя центра Геннадия Корнеева знают многие, но кто еще входит в команду? С одним из них, обеспечивающим съемки, видеооператорскую работу, мы познакомились на закрытии выставки современного искусства и фотографии «Му».

Работы Нарана Цебикова кажутся фотографиями, которые может сделать любой, благо, сегодня с фототехникой проблем нет, а телефоны сделали фотохудожниками даже малышню. Но за внешней незатейливостью работ – овцы, да степь – есть взгляд художника. Наран видит и показывает свою степь. Я почему-то сразу его «вычислила» среди молодых людей, забирающих работы с выставки, и спросила: «Это ваши фотографии?». Он радостно откликнулся: «Да, мои». Вот история Нарана от первого лица:

– В восемнадцать лет я уехал на чабанскую точку и проработал там почти пять лет. В степи мало что происходит. Но надо уметь видеть, и степь научила меня этому. Степь сыграла большую роль в моем мировосприятии. На точке я много читал – из известных Хемингуэя, Джека Лондона, «Степного волка» Германа Гессе. Потом фэнтези и много другого, вс, что попадало в руки. В 2017 году к нам приехала из Берлина Елена Хованская, она снимала портретную серию калмыков. Сделала фотопортрет моего отца, исполнителя народных песен Бадма Халгаевича Цебикова. Я с ней не познакомился, было неудобно навязываться. Потом просто нашел в фейсбуке ее работы и сведения о ней. Оказывается, она училась в Питере в школе современной фотографии «Докдокдок». Стал следить за этой школой в фейсбуке. Образовался грант, то есть бесплатное обучение. Я подал заявку и работы, но «пролетел». А потом мне в личку написал основатель школы Михаил Доможилов: «Наран, у тебя на фотографиях одни овцы и степь. Надо делать портретную серию. Если хочешь учиться, приезжай». В 2019 году я уехал в Санкт-Петербург.

Отучился на курсе «документальная фотография и фотожурналистика». И из-за короны застрял здесь. Дипломный проект я так и не сделал… Но поработал в группе операторов Эллы Манжеевой.

Я уверена, что дипломный проект Наран сдаст. А может, сделает еще что-нибудь творческое. А цикл Елены Хованской «Живые», выполненный в формате типологических портретов, рассказывает истории калмыков, переживших геноцид. В интернете их можно увидеть на страничке «Этнографический» проект От Вильяма Каррика через Дюссельдорфскую школу в наши дни. И возьмем себе на заметку: надо написать подробнее об участниках «Му». Это была знаковая, диалоговая выставка современного искусства Калмыкии. Экспозиция уже разобрана, так как многие ее участники работают за пределами республики и не могли без присмотра оставить свои произведения. Но они обещали приехать и организовать еще одну выставку. Будем ждать.