Уходящий в историю 2021 год для дорожной отрасли Калмыкии стал третьим по счету в плане реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и самым «увесистым» по количеству полученных на эти цели средств из федерального бюджета. Если в 2019 году, когда республика приступила к воплощению в жизнь этих амбициозных планов, общий объем средств был 923 млн рублей, в 2020-м – 1064 млн рублей, то в этом году он составил рекордную сумму – 1 млрд 772,8 млн рублей. Из них 1,2 миллиарда поступили «на кон» в виде доходов от уплаты акцизов на топливо и дополнительно направляемых в республиканский бюджет средств на мероприятия регионального проекта «Дорожная сеть» в составе отраслевого нацпроекта.

Согласно информации Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Калмыкии, на сегодняшний день протяженность дорог общего пользования в нашей республике составляет более пяти тысяч километров, в том числе 728 км федеральных и 1215 км дорог регионального значения. В 2021 году приведено в нормативное состояние 108,58 км дорог регионального и 19,55 км местного значения на 15-ти дорожных объектах. Освоение от общего объема заключенных контрактов составило 96,6 % в минувшем дорожно-строительном сезоне, по Элистинской городской агломерации выполнение работ к совокупной цене контрактов составляет 31,5 %.

Так, среди проектов, успешно реализованных в этом году, особое место занимает долгожданный жителями республики ремонт региональных автодорог Городовиковск – Сальск и Городовиковск – Тахта. На первом направлении, где преобразования начаты были в прошлом году, обновлен асфальт на отрезке с 5,2 по 11,2 км, а на второй магистрали на сегодняшний день закончен первый этап ремонта – отремонтировано три участка общей протяженностью 13,65 км.

По состоянию на 21 декабря, подрядные организации выполнили ремонт дорожного полотна на участках региональных трасс Георгиевск – Буденновск – Улан Хол (км 300 – км 310), Яшкуль – Комсомольский – Артезиан (км 40 – км 50), Утта – Юста – Цаган Аман (км 47 – км 59), Малые Дербеты – Большой Царын (км 47,5 – км 56,5) и Улан Хол – Лагань (км 18,281 – км 27). По 10 километров нового асфальта уложено на дорогах Яшалта – Соленое – Дивное и Элиста – Ики-Бурул – Чолун Хамур, а также отремонтировано 4,5 км подъездной дороги к селу Садовое.

Кроме того, завершены работы по ремонту двух объектов в Приютненском районе, включенных в этом году в столичную агломерацию, – это подъезды к поселкам Бурата и Нарын от автомобильной дороги регионального значения Элиста – Арзгир – Минеральные Воды общей протяженностью порядка 3 км.  Стоимость выполненных работ составила 33,6 млн рублей. А на самой трассе на Минводы с 28-го по 43-й километр ремонт продолжается – подрядная организация занимается укладкой нижнего слоя покрытия.

В ближайшее время планируются к завершению еще шесть объектов в Элисте, это Южный подъезд к городу, переулок Бабушкина, 3-й Спортивный и 6-й проезд.  На семи городских объектах дорожные работы еще не завершены – это улицы Ипподромная, Гоголя, Островского, Кирбазарная, Физкультурная, Манцын Кец и Шапшуковой. В связи с ухудшившимися погодными условиями, а также значительным объемом предстоящих дорожных работ администрация г. Элисты готовит документацию по переносу дорожных работ на 2022 год.

В целом, говоря о результатах выполнения мероприятий нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в Калмыкии, следует отметить, что в этом непростом деле, как в известной поговорке: вода камень точит. Если три года назад из 1215 км дорог регионального значения только 11,8 % находились в требуемом нормативном состоянии, то сегодня этот показатель превысил 30 %.

И особенно отрадно, что помимо федеральных и региональных дорог также строятся и ремонтируются местные. Этот факт всегда особо подчеркивает глава региона Бату Хасиков на совещаниях по выполнению нацпроекта «БКД» и встречах с дорожниками.Известно, что ежегодно, начиная с 2018 года, отраслевое министерство проводит отбор районных муниципалитетов для предоставления субсидий из республиканского бюджета на строительство, реконструкцию, капремонт и ремонт автодорог общего пользования местного значения. Субсидия для РМО, напомним, составляет 10 миллионов рублей. И в дальнейшем программа капитализации дорожных фондов муниципалитетов будет продолжена – результат ведь есть. Да и сами муниципалитеты уже проявляют инициативу, изыскивая в своих бюджетах средства на ремонт межпоселковых и внутрипоселковых дорог.

Свой вклад в дорожное благоустройство в Калмыкии вносят и федеральные дорожные службы. В 2021 году специалисты ФКУ «Упрдор «Каспий» отремонтировали участок трассы Р-22 «Каспий» на территории Сарпинского района протяженностью 7,3 километра, число полос на котором расширено с двух до четырех. В планах уполномоченной организации – ремонт также семикилометрового участка на северном обходе Элисты. Осенью Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на сметную документацию проекта, согласно которому на подъезде к столице Калмыкии выполнят работы по восстановлению дорожной одежды, в том числе усиление, уширение и выравнивание земляного полотна, укладке новых водопропускных труб и других инженерно-технических коммуникаций взамен изношенных сетей и оборудования.

«В республике проводится большая работа для того, чтобы сделать дороги комфортными и безопасными для жителей и гостей Калмыкии», – оценивает совместную работу властей всех уровней в этом направлении руководитель республики Бату Хасиков.Однако, говоря о реализованных за год масштабных проектах в дорожной отрасли региона, новый руководитель Минстроя РК Антон Рубанов, выступая на днях в прямом эфире в инстаграме, признал и ряд недочетов и упущений, над устранением которых министерство сейчас работает.

По его словам, головной болью для них является недобросовестность подрядчиков по дорогам в Элисте. И, судя по вопросам, поступившим на прямой эфир, граждане считают, что необходимо строго наказывать строительные организации, сделавшие некачественный ремонт уличных дорог. Рубанов с этим согласен, но с некоторыми оговорками.

«Внесение в реестр недобросовестных подрядчиков дело хорошее, в принципе, мы рассматриваем и такой вариант. К примеру, компания «Аквафлора», которая получила контракт на ремонт дорог на улицах Островского и Гоголя в Элисте, уже внесена в реестр. Но считаю, что нужно грамотно вести претензионную работу, по-умному выстраивать отношения с подрядчиками. Сейчас с компаниями, с которыми республика судится, ведутся переговоры, чтобы они выполнили свои обязательства. У них есть срыв сроков, они не отказываются от оплаты пени и штрафов и хотят закончить начатое», – пояснил свою позицию министр.

Сейчас нужно также понимать и то, что творится на рынке дорожного строительства, дорожной отрасли в целом страны, продолжил мысль Антон Ильясович. Остро встала проблема с ценообразованием – стоимость строительных материалов повысилась почти втрое. Никто не понимает, что с этим делать, механизмы, которые предпринимает государство для поддержки отрасли, сейчас пока не успевают за растущими ценами.

«Подрядчик, сейчас заканчивая ремонт или строительство, оказывается в убытках. Когда он строит региональные дороги, там, где нет бордюров, тротуаров, сетей, он достаточно легко выполняет свои обязательства. С городом же возникают проблемы. Уличные дороги – тяжелая история. У нас нет действующих карт, приступаем, не зная, что за инфраструктура: начинаем укладывать асфальт, под ними вылезает куча труб, на этих улицах стоят столбы, которые давно нужно было поменять. Проблема комплексная», – обрисовал ситуацию глава Минстроя РК.

Дело не в одних только балбесах-подрядчиках, как многие предполагают. Как ни печально это признавать, в республике нет дорожной кампании, которая бы гарантированно выполняла внутренние дорожные работы, какие есть в Ставрополе, Ростове. Что говорить – у нас даже нет своего асфальтного завода. Имеющиеся в регионе мощности выдают 300 тонн асфальта в день, тогда когда потребность – 1200 тонн. Из-за этого сроки строительства затягиваются.

«На будущее планируем завести инвесторов, есть один местный и два иногородних, которые готовы поставить у нас большой завод. Это, безусловно, развяжет нам руки, чтобы решить проблему. Но если мы каждого подрядчика, который споткнулся, будем вносить в черный список, у нас попросту не останется ни строительных, ни дорожных подрядчиков. С кем будем работать? Своих компаний мало, и мы стараемся первоначально им давать возможность заработать, предоставляя им и методическую, и организационную помощь. В моем приоритете стоит именно это – раскачка субъектов внутреннего рынка, чтобы они пришли к новому и начали строить по-новому», – поделился планами Антон Рубанов.

Что касается трассы Элиста – Арзгир – Минеральный Воды, где возникла заминка со сдачей объекта по плану, то там проблема сложилась объективно – под основанием дороги плывут грунты. Предыдущие строители, которые ремонтировали дорогу, укладывали асфальт просто на глину, в нарушение технологии. То есть, по сути, на Арзгире нужно не капитально ремонтировать, а фактически строить новую дорогу.

«Нами было принято решение – самые проблемные участки, протяженностью 2,3 км, засыпем щебнем, выровняем, раскатаем и оставим так. В январе, ближе к теплу, начнем работы по укреплению основания, они продлятся 30-40 дней. К концу февраля получим хорошее основание не замоченное, и только после этого проложим остаток выравнивающего слоя, чтобы к маю получить уже и верхний слой.

По мнению Рубанова, к каждой проблеме нужно подходить точечно и стараться ее решать комплексно. В частности, о проблеме дороги на Арзгир было доложено руководителю Росавтодора Роману Новикову во время его недавнего рабочего визита в республику. Он с подходом калмыцких коллег согласился. Ни один федеральный чиновник не хочет, чтобы регион брал деньги, тупо их осваивал и потом через полгода приходил за новыми траншами для исправления ошибок.

«В следующем году в Калмыкии предстоит ремонтировать 15 аварийных мостов, необходимо починить порядка 147 метров. Работу эту некому выполнять, мостовиков вообще нет. Их и в стране уже не осталось из-за страшного кризиса в отрасли. Новиков пообещал прислать московскую крупную компанию, которая зайдет и сделает нам эти три с половиной моста маленькими объемами», – отметил глава Минстроя республики.

«Правительство России дополнительно выделило еще 10 % финансирования некоторым субъектам на решение проблем с дорогами, в их числе и наша республика. Таким образом, Калмыкия дополучила еще 285 млн рублей, – сообщил на днях отрадную новость глава республики Бату Хасиков. – До конца года планируем подписать соглашение, чтобы адресно распределить выделенные средства. В первую очередь направим их на развитие опорной сети региональных дорог.

Нам важно как можно раньше привести в порядок все дороги Калмыкии. Как отметил наш Президент Владимир Владимирович Путин, в нормативное состояние необходимо привести 85 % региональных трасс. Убежден, что улучшение дорожной сети – это драйвер для развития целого ряда отраслей нашей экономики: от увеличения транзита грузов до внутреннего туризма.

Будем продолжать наше взаимодействие с коллегами и федеральным центром, чтобы эффективно развивать дорожную систему Калмыкии».