Вячеслав Крылов, начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества Управления финансовой грамотности и взаимодействия с институтами гражданского общества Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Центробанка РФ:

– С 2013 года Центральный банк РФ получил непосредственный статус мегарегулятора финансовых рынков и начал активно заниматься не только регулированием и надзором за участниками финансового рынка, но и активным регулятором мероприятий по повышению финансовой грамотности, имеется большой задел по развитию данного направления. Мероприятия ЦБ РФ связаны с различными целевыми аудиториями, и прежде всего это, конечно образовательный сегмент – начиная со школьников, заканчивая студентами вузов.

Для нас очень важно, что мы сумели за столь короткий срок совместно с авторским коллективом оценить возможности внедрения учебно-методического комплекса непосредственно в школах. Это дает хороший задел для того, чтобы система образования смогла оказать существенную помощь по социализации подростков в этом направлении. Они будущие потребители финансовых услуг.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, у детей, начиная с шестилетнего возраста, есть право совершать мелкие сделки. Когда ребенок приходит в магазин, покупает хлеб, молоко, он платит за них, получает сдачу, чек – то есть является человеком, который заключает сделку. С 7-летнего возраста с согласия родителей отдельными кредитными организациями для него могут быть выпущена дополнительная карта к основной карте родителей. Таким образом, совсем еще юный участник финансового рынка может расплачиваться по безналичному расчету за необходимые ему товары и услуги. А с 14 лет, когда он получает паспорт, и с этого момента может идти речь о других, более серьезных, финансовых операциях, в том числе открытии депозита.

Поэтому школа может дать хорошую площадку для того, чтобы подростки начинали задумываться о своем финансовом будущем. И задача Центрального банка РФ сделать все возможное для того, чтобы подросток на этом этапе задумался, а как он может создавать свой собственный финансовый мир? Потому что зарабатывать можно много, но и потерять можно много. Поэтому учет доходов и расходов, личное финансовое планирование – это те финансовые компетенции и знания, которые необходимо передавать со школы.

Кроме того, на мой взгляд, обучение финансовой грамотности юных граждан – один из важных, весьма существенных моментов, которые развивают и саму систему образования, позволяет так или иначе продемонстрировать, что школьные знания могут легко быть использованы в реальной жизни.

 

Фото автора