По примеру других IT-гигантов YouTube продолжает игнорировать российское законодательство. Такая позиция, по сути, позволяет безнаказанно распространять недостоверную и деструктивную информацию. Более того, видеохостинг нарушает права граждан и не создает условий для честной конкуренции игроков рынка.

YouTube физически и юридически не находится на территории России, что дает ему право игнорировать штрафы, решения судов и жалобы российских пользователей. Последним остается надеяться на модерацию видеохостинга, который субъективно оценит свою ситуацию. При этом YouTube не считает нужным объяснять свои решения и не ответственен за нарушение своих же правил.   

Таким образом, под блокировку YouTube попали более 60 российских СМИ, в том числе каналы ГТРК «Башкортостан» и «Вайнах». Причем под «санкции» попали не только СМИ, но и люди: ведущий Тигран Кеосаян, пранкеры Вован и Лексус, журналист Антон Красовский. 

Конечно, у пользователей есть возможность отстоять свои права, доведя дело до суда. Но, как правило, компания оспаривает решения суда и дело затягивается на годы. Если крупные организации и СМИ могут себе это позволить, то у простых граждан нет возможности вести затяжные судебные разбирательства. 

Появление представительств или филиалов таких IT-корпораций на территории России упростило бы решение спорных вопросов, но они не спешат этого делать. Как не спешит YouTube и набирать объективных модераторов, которые бы оперативно обрабатывали запросы российских пользователей, решая вопрос на месте, без судебных разбирательств. 

Для того, чтобы снизить риск нарушения прав и свобод россиян на иностранных интернет-площадках, с нового года в России вступил в силу закон «о приземлении», который обязывает их создавать на территории страны представительство, регистрироваться на сайте Роскомнадзора и размещать на своих площадках форму для обратной связи с российскими пользователями. 

Однако YouTube и материнская компания Google продолжают демонстративно игнорировать российские законы. Причем пример с них берут и другие иностранные IT-компании. В этой связи была утверждена еще одна мера – за отказ от «приземления» они будут вынуждены платить оборотные штрафы – для юрлиц в размере от 1/15 до 1/10 совокупного размера суммы выручки компании, полученной от реализации всех товаров, но не менее 6 миллионов рублей.