Вчера, в самый канун Дня калмыцкой письменности, который отмечается 5 сентября, в Галерее прикладного искусства Людмилы Мошулдаевой открылась выставка ойрат-монгольской каллиграфии «Тенгрин бичг» (Небесное письмо).

Основной целью просветительской акции является привлечение внимания молодежи к культурному наследию предков и к овладению искусства письма на Тодо бичг – посредством завораживающего искусства каллиграфии. Организатор выставки, кандидат филологических наук Евгений Бембеев отмечает, что блестящий лингвист Зая пандита создал письменность, фонетически идеальную для разговорной речи ойратов, и дети, изучающие Тодо бичг, без труда овладевают калмыцким языком. Примечательно, что для организованной Минобрнауки, РЦМ, КалмГУ молодежной аудитории – а это старшеклассники, студенты, творческая молодежь – была составлена программа с концертными номерами, демонстрацией спортивной одежды с вышивкой на Тодо бичг, мастер-класс написания имен участников выставки.

Зоя Убушиева, представитель Министерства образования и науки РК, подчеркнула просветительскую значимость экспозиции, организованной в самом начале нового учебного года, в Дни знаний.

Директор Института калмыцкой филологии и востоковедения Мингиян Лиджиев отметил символичность названия выставки «Тенгрин бичг” (Небесное письмо), потому что созданная 374 года назад «ясное письмо» воспринималось ойратами как чудо, посланное с небес: «Помню, какое изумление и восхищение вызвала у ученых Северного Кавказа информация о древности калмыцкой литературы, ведь филологи ведут ее историю с текстов переводов на Тодо бичг, созданных Зая пандитой. До 1924 года калмыки писали на Тодо бичг. Возрождение калмыцкой письменности началось в 1990-е годы. С 1994 года 5 сентября мы отмечаем День калмыцкой письменности».

Галерист Людмила Мошулдаева также отметила возрастающий интерес к калмыцкой письменности и сообщила о пожелании кавказских художников и ученых увидеть выставку ойратской каллиграфии у себя. Доктор философских наук Баазр Бичеев, говоря об уникальности и универсальности Тодо бичг, на котором велась вся дипломатическая переписка между восточным и московским государствами, подчеркнул: «Около четырех тысяч рукописей на Тодо бичг хранится в фондах России, Монголии, Китая. Весь мир, подлинная история ойратов хранится в этих рукописях, и потому так важно знать Тодо бичг».

Заместитель главы администрации калмыцкой столицы Дмитрий Довгополов поделился с молодежью таким фактом: «Значимость личности просветителя, создателя калмыцкой письменности и, самое главное, его просветительская деятельность отмечается современным российским образовательным сообществом. В 2021 году на выставке «Учителя России», организованной на ВДНХ в Дни знаний в одном из залов, посвященном истории просвещения, я увидел портрет Зая пандиты, а в зале современников – портрет академика Эрдниева Пюрви Мучкаевича. Нам есть чем гордитбся, есть что хранить, но сейчас главное – этим должны владеть вы, наша молодежь».

Доктор искусствоведения, профессор КалмГУ Светлана Батырева обратила внимание участников открытия выставки на особость выставки 2022 года, это третья выставка за последние годы: «Восхитило искусство каллиграфии монгольских художников, особенно серия портретов монгольских принцесс. Такой акцент в подборе материала дает зрителю почувствовать красоту старомонгольского письма. Авторские работы монгольских художников сохраняют свой корень – орнаментальность. Орнамент, родовая тамга (клеймо), лежит в основе искусства каллиграфии монголов. Вглядитесь в их письмо». И после всех кратких, но очень познавательных выступлений вдохновленные посетители принялись знакомиться с экспозицией.

Выставка «Тенгрин бичг» (Небесное письмо) будет работать в РЦ «Уралан» до 14 сентября, вход свободный.