С 13 сентября вступает в силу указание Центрального Банка РФ о расширении тарифного коридора ОСАГО, призванное сдержать рост тарифов для аккуратных автовладельцев.

Новость о расширении тарифного коридора всколыхнула популистские слухи о неминуемом подорожании полисов для всех автомобилистов разом. В связи с этим пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» поясняет, что реальной целью принимаемых мер является защита автовладельцев от последствий резкого повышения цен на запчасти.

Подробные разъяснения по изменению границ ОСАГО дал также генеральный директор аналитического центра «БизнесДром» Павел Самиев. Он, в частности,  напомнил, что тарифный коридор расширится в обе стороны на 26 %.  Не всем это кажется обоснованным, существуют предположения, что такая мера может привести к значительному подорожанию полисов ОСАГО. «Именно поэтому в начале стоит сказать о причинах изменения границ, – сказал П. Самиев. ­– Дело в том, что из-за ухода многих производителей в РФ почти невозможно купить многие оригинальные запчасти для автомобилей, а оставшиеся зачастую продаются втридорога. Поэтому резко возникла потребность в увеличении размеров страховых выплат, чтобы при необходимости возмещать пострадавшей стороне убытки в требуемом размере и автовладельцам хватало бы полученных средств на восстановление своих железных коней. Именно ввиду сложившейся ситуации ЦБ РФ принял решение расширить тарифный коридор на основе проведенных актуарных расчетов».

При этом, заметил эксперт, изменение стоимости полисов в большую сторону коснется лишь определенной группы автомобилистов, а именно – высокорисковых (тех, кто часто попадает в ДТП). Аккуратные водители с большой долей вероятности не заметят изменений в стоимости ОСАГО, возможно, полисы для них станут даже дешевле за счет конкуренции между страховщиками за низкоубыточных страхователей. 

Это та самая индивидуальная тарификация, которая позволяет страховщикам определять индивидуальную стоимость полиса ОСАГО для автовладельца, в зависимости от его индивидуальных рисков.

Наиболее аварийные категории автовладельцев, которые не способны аккуратно водить автомобиль и следить за дорогой, должны платить по максимальной планке.

Таким образом, решение ЦБ РФ поможет сохранить определенную справедливость и, возможно, прибавит некоторым автомобилистам желания водить более аккуратно. 

Важно также отметить,  что если бы Центробанк России в текущей ситуации не принял решение о расширении тарифного коридора, страховые компании вынуждены были бы значительно повысить цены на полисы для всех категорий водителей. Этого не произошло лишь потому, что регулятор постарался сохранить определенную золотую середину, предприняв в условиях кризиса необходимые действия по сохранению стоимости ОСАГО для низкорисковых автомобилистов, которая в последние три года держится на уровне ниже 5,5 тысячи рублей.

ИП «ОСАГО: общественная экспертиза» приводит данные статистики, которые показывают, что автомобилисты начали больше доверять ОСАГО: в первом квартале 2022 года количество заключенных договоров на 158 тысяч превысило их число за тот же период в 2021 году. В целом за промежуток с января по март было подписано 9,3 млн договоров. Во многом это связано с высокой клиентоориентированностью страховщиков, которая проявляется в разработке новых систем и приложений, расширяющих круг возможностей автовладельцев и улучшающих их клиентский опыт.