Священный подвиг паренька с лаганской улицы, названной в честь святого

9 декабря россияне отмечают День Героев Отечества. Памятная дата установлена в феврале 2007 года президентом РФ Владимиром Путиным в честь учреждения ордена Святого Георгия Победоносца в 1769 году. Эту почетную награду получали воины, проявившие в боях особую смелость, мужество и отвагу.

В этот день, да и не только, люди вспоминают и отдают дань уважения тем, кто удостоен званий Героев СССР и России, а также орденов Славы и Святого Георгия.

В Калмыкии таких людей немало. Один из них – гвардии капитан воздушно-десантных войск, командир десантно-штурмовой роты Мингиян Лиджиев, посмертно награжденный Звездой Героя Российской Федерации.

«Мингиян Владимирович – отважный сын калмыцкого народа, пример доблестного российского офицера. Кто его знал как военного, подчеркивают, насколько он был талантлив, отважен и бескомпромиссен, – отметил Глава Калмыкии Бату Хасиков в  своем выступлении на церемонии передачи награды матери Героя. – С первых дней СВО он блестяще выполнял самые сложные боевые задачи. И одну из них гвардии капитан выполнил ценой своей жизни. Благодаря мужеству и героизму Мингияна Лиджиева подразделение под его командованием сковало действия противника на важном рубеже. Сдерживание превосходящих сил врага, который понес значительные потери в живой силе и технике, происходило в течение трех суток.

Наша общая благодарность маме воина Баир Владимировне за воспитание истинного Героя. Вся Калмыкия и вся Россия гордятся достойным сыном нашей республики».

Мингиян с детства хотел стать десантником и прилагал к этому усилия: хорошо учился, занимался спортом. Лидерские качества у него проявились уже в школе. Это подтверждают родные и близкие воина, друзья детства и наставники в учебе и спорте.

По словам его дяди, Анатолия Лиджиева, в 14 лет Мингияна отдали в секцию греко-римской борьбы. Поздно, скажете? В его случае – в самый раз. Брат матери будущего героя считал – всему свое время. Сам борец со стажем, он в юности участвовал во многих соревнованиях, в том числе всесоюзных, и сразу разглядел хорошие задатки в племеннике. Занимался с ним физподготовкой, чтобы тот, небольшого росточка паренек, окреп для поединков.

Придя в секцию, Миня взял с места в карьер: в течение полутора месяцев стал чемпионом района, республики, поехал на международный турнир и выиграл. Потом его как перспективного спортсмена в 8 классе забрали в Элисту, в республиканскую академию борьбы в Элисту. Пробыл он там, правда, недолго – мать забрала сына  обратно в Лагань, отругав, что скатился в учебе, и надо наверстывать. Но борцовская школа ему очень помогла в жизни.

«Мингиян Владимирович учился в Лаганской СОШ № 3, а я вел у него уроки физкультуры, – рассказывает Юрий Атешев, тренер с 40-летним педагогическим стажем. – А несколькими годами ранее из нашей школы выпустился  другой мой ученик, Бату Хасиков. В то время Бату Сергеевич уже выступал на профессиональном уровне, одерживал уверенные победы на ринге, раздавал интервью. И Миня признавался мне, что хотел бы стать таким же выдающимся спортсменом. Для этого нужно много трудиться, заметил я. И он согласился, заверив, что постарается претворить планы в жизнь.

Когда он учился в выпускном классе, мы ездили с ним в Рязань на соревнования по спортивной борьбе, традиционно проводимые там в честь Героя России Романа Соколова. Среди участников были десантники, курсанты местного военного училища, мой воспитанник заявил, что приедет поступать в этот прославленный военный вуз».

Юрий Зельданович вспоминает, что когда подопечный вышел в финал, другой тренер, видя, что Мингиян вел со счетом 7:0, посоветовал как-то по-особенному настроить его перед последним боем. Чтобы победа вышла «всухую». Но времени на это уже не было. Тренер только и мог, что мысленно обратиться к Богу за поддержкой воспитанника и прошептать: «Мингиян, осталась минута, ты сможешь!». И он выиграл бой! Наставник спросил у парня, услышал ли он его слова, тот ответил, что прочитал по губам – настолько в тот момент были на одной волне.

«Мигиян Лиджиев – мой друг детства, учились в одной школе, я старше его на год, – поделился еще один земляк Героя России Николай Очиров. – Минька в любой ситуации выходил победителем. Но он не стремился достичь этого любой ценой, чтобы продавить, подчинить себе – нет, такого в нем не было. Доброжелательный,  радушный и очень верный. Рядом с ним я чувствовал себя как за каменной стеной. Мы жили на Джамбуле, и на нашем краю таких настоящих пацанов, надежных товарищей ценили особенно. Рядом со светлым человеком ты и сам становишься лучше.

Я знаю, что он был авторитетом не только у себя на малой родине, но и в военном училище, и в воинской части, в которой он служил. К нему в гости часто приезжали однокурсники, однополчане. Известие о его гибели разбило наши сердца. Не верится, что мы никогда больше не встретимся, не обнимемся, не увидим его искрящиеся глаза и неповторимую улыбку.

Своим детям – у меня сын и дочь – я рассказываю, каким человеком был Мингиян Лиджиев. Сын заявил, что хочет вырасти таким же достойным мужчиной, патриотом своей республики и страны».

Воспоминаниями  о Герое России поделился также лаганец Николай Иванов. У Николая Сергеевича тоже есть опыт участия в боевых действиях – солдатом-срочником довелось оказаться в мясорубке контртеррористической операции в Чеченской Республике, но об этом он говорить не любит. А вот про то, как, будучи старшим товарищем, делился жизненным опытом с соседским мальчишкой, из которого в итоге вырос замечательный мужчина, воин и гражданин, посчитал нужным рассказать.

«Мингиян вырос на моих глазах – наши дома находятся по соседству на улице Бурхан-Аюши в Лагани. Он ровесник моего братишки, и мы часто общались. Даже когда тот поступил в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное училище, и после, в годы офицерской службы, поддерживал с ним тесную связь.

Это была его мечта детства – стать военным. Мингиян к ней шел целенаправленно. При этом я бы не сказал, что он был карьеристом, готовым пойти на все ради достижения своих амбиций. По характеру был очень дружелюбный, уважительный к старшим. Наблюдал за ним во всех проявлениях и даже ни разу не слышал ни одного замечания в его адрес со стороны близких, друзей, соседей, знакомых.

Мне кажется, есть какой-то особый символизм в том, что Герой России, совершивший подвиг, исполнивший до конца священный долг, вырос на улице, носящей имя одного из 99-ти воплощений Будды Шакьямуни. Молодой человек был воспитан в духе буддизма, сострадания, праведности, следовал канонам религии и нравственных традиций предков. Неудивительно, что он отдал жизнь, следуя принципам чести и личного достоинства, спасая своих товарищей в бою. Когда Родина в опасности, каждый должен сделать выбор. Мингиян свой выбор сделал.

Он рассказал мне, как однажды, будучи исполняющим обязанности начальника штаба Уссурийской 83-й бригады ВДВ, приехал с документами в Донецк. Проезжая по одной из улиц, прочитал ее название – имени Героя России Зозулина В. Н. Подумал: неужели она названа в честь его однокурсника Владимира Зозулина? Он спросил у прохожих, и те подтвердили – да, улицу назвали в честь капитана-десантника, геройски погибшего в ходе спецоперации на Украине.

Мингиян признался, что в тот момент прослезился, потому что это был его близкий друг, с которым проходил курсантскую службу в одном взводе. В казарме их кровати стояли рядом, и Володя четыре года каждое утро тормошил, будил его со словами: «Мишка, вставай!». Товарищи по службе Мингияна называли Мишей. Во время последнего отпуска перед отправкой на СВО он ездил в гости к Зозулину на его родину.

Поэтому когда в одном из телефонных разговоров с Мингияном Владимировичем, находившемся уже несколько месяцев в зоне боевых действий, я заикнулся было про отпуск, тот отрезал: «Я присягу давал, и отсюда никуда не двинусь. Здесь погибло много моих товарищей, и я буду воевать до последнего вздоха, выполняя приказы командования, пока не будет одержана победа над врагом». Прозвучало это жестко, по-мужски. И мне, как самому прошедшему горнило войны, это понятно. Но очень больно это осознавать теперь, когда мы потеряли Мингияна… 

Фото: Виталий Катышкин