Швейцарские профессора Симон Эвенетт (университет Санкт-Галлена) и Николо Пизани (институт IMD) посчитали, что после введения широкомасштабных антироссийских санкций в связи с СВО и заявлений о массовом уходе с российского рынка зарубежного бизнеса, на деле покинули Россию всего 18 % американских компаний, 15 % – японских и 8,3 % – европейских (это организации из стран Евросоюза).

По данным Центра стратегических разработок, 7 % заявили о полном уходе с рынка без продажи бизнеса, потеряв на этом от 200 до 240 млрд.долл. Среди «потерпевших» наибольшую долю составляют британские и американские компании.

Около 9 % иностранных предпринимателей продали свои активы в России, в том числе за символическую сумму – один рубль.

Журнал «Форбс» провел анализ сделок и пришел к очень интересным выводам.

Итак, купля-продажа производилась по принципиально разным схемам, исходя из целей продавца. Одни иностранцы сумели продать (зачастую задешево) активы новому инвестору и полностью ушли с российского рынка (например, производители бытовой техники Индезит, рестораны быстрого питания Макдоналдс и KFC, французская финансовая группа Сосьете Женераль, холдинг Naspers, владевший сервисом бесплатных объявлений Авито и т.д.).

Другие продали бOльшую часть акций россиянам, оставив за собой право на участие в бизнесе (немецкая страховая компания Allianz и др.), либо в результате сложных и запутанных манипуляций поменяли управляющую компанию и вывеску (польский ритейлер LPP, владеющий магазинами одежды Groupp и Reserved; теперь в России эти магазины носят названия Grи Re).

Третьи отдали дорогие активы местному партнеру или менеджменту за один рубль с условием, что когда геополитическая ситуация изменится (в документах даже обозначены конкретные сроки – в среднем, 5-6 лет), их можно будет вернуть обратно (Автоваз, Ниссан и пр.).

Кроме этого, важно заметить, что многие активы, проданные российским бизнесменам и бизнес-структурам, изначально были российскими. Например, Самарский завод «Электрощит» в свое время был выкуплен французской компанией «Шнейдер электрик». Но времена изменились, и «Шнейдеру» пришлось продавать контрольный пакет акций самарскому АО «Акрон Индустрия». Также пришлось распрощаться с заводами (к слову, тоже бывшими советскими предприятиями) в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Марий-Эл – их выкупил менеджмент под руководством Алексея Кашаева, занимавшего в свое время должность президента Шнейдер Электрик по России и СНГ. Теперь Группа называется «Систэм Электрик».

Многие зарубежные компании приходили в Россию давно и собирались остаться навсегда. Не получилось. Даже непоколебимый «Сименс», проработавший в России почти 160 лет, считавший себя русской компанией и отвечавший отказом на все призывы присоединиться к санкциям, после объявления спецоперации на Украине и беспрецедентного давления на него был вынужден уйти, продав активы российским предприятиям, в том числе Интер РАО» и «Силовым машинам».

Самое печальное для уходящего бизнеса состоит в том, что вернуться назад и занять прежние позиции вряд ли получится: освободившиеся ниши уже осваивают китайские, турецкие, ближневосточные, южноазиатские и другие инвесторы. А главное, внутренний рынок открылся для российских поставщиков, которым по ряду не зависящих от них причин раньше было крайне трудно пробиться со своей продукцией к своему покупателю.

Подытоживая сказанное, следует добавить: иностранный бизнес очень неохотно покидает Россию. Напомним: в начале СВО об уходе громко заявили более 1000 крупных иностранных компаний. Потом большинство из них передумали, поскольку «хлопнуть дверью» оказалось слишком дорого и глупо.