Год назад (16.02.2022) были приняты поправки в Федеральный Закон «Об электроэнергетике» в части технологического присоединения (ТП) потребителей к электрическим сетям. Четыре месяца потребителям и электросетевым компаниям было дано на осмысление поправок (т.н. «переходный период), а с 1 июля 2022 года новый порядок ТП вступил в силу.

Зачем потребовалось вносить изменения в законодательство, мы уже рассказывали. И все же напомним: действовавший ранее принцип техприсоединения вводился для повышения экономической активности малого и среднего бизнеса, а также для улучшения качества жизни граждан, особенно социально незащищенных категорий. Население подключалось к сетям на льготных условиях – по цене 550 руб. за 15 кВт. Однако и максимальная мощность для них ограничивалась пятнадцатью киловаттами.

Льгота для населения оказалась «палкой о двух концах»: бизнесмены быстро сообразили, как успешно можно проехаться «в бесплатном автобусе» и стали документально «дробить» свои принимающие мощности, чтобы подключаться к электрическим сетям на льготных условиях. Кроме того, многие предприимчивые граждане, построившие под видом коттеджей настоящие дворцы, тоже позиционировали себя как льготники. Представители многих региональных энергокомпаний, выступая на разных площадках (в Госдуме, Совете Федерации, Министерстве энергетики и т.д.), неоднократно демонстрировали гигантские сооружения, которые обеспечивались электричеством на льготной основе.

Когда эксперты проанализировали ситуацию в области техприсоединения, то с неудовольствием констатировали: льготой в первую очередь пользуются не бедные, а богатые потребители.

Но и это еще не все. Законодательно потребитель (не только льготник, но и юридическое лицо) не нес никакой ответственности за реальное потребление заявленной мощности. Обычно все запрашивали больше, чем могли съесть.

Энергокомпании обязаны были выполнять заявки, строили подстанции, линии электропередачи, необходимые для подключения, не будучи при этом уверенными, что заявителю это на самом деле нужно. Как следствие, загрузка сетей только по «Россетям» до обновления законодательства составляла в среднем 12 % (сейчас величина фактически используемой потребителями мощности поднялась до 25 %). Это вело к большим экономическим потерям для энергокомпаний и для потребителей в целом. Потери для компаний состояли в невосполняемых выпадающих доходах и перекосах в инвестициях. Ведь вместо того, чтобы модернизировать, развивать, ремонтировать электросетевой комплекс, энергетики отвлекали инвестиционные средства на техприсоединение безответственных лиц.

Для потребителей прямые убытки состояли (и пока еще состоят) в том, что построенные по ТП мощности, даже если они не востребованы, нужно содержать в рабочем состоянии, обслуживать, ремонтировать. Эксплуатационные расходы закладываются в тариф на энергию. И платит по этому тарифу не заявитель, не использующий построенную для него мощность, а все потребители!

Поэтому каждый потребитель должен знать: безответственное отношение заявителя к техприсоединению является одним из важнейших факторов роста тарифов на энергию.

Чтобы прекратить чехарду с лишними мощностями и ростом тарифов, и было принято решение о внесении поправок в закон «Об электроэнергетике».

Так что же изменилось с тех пор, и как регионы отреагировали на нововведения?

Отменена льготная ставка для физических лиц в размере 550 руб. за 15 кВт мощности. Вернее, льгота никуда не делась, она видоизменилась. Теперь льготные категории граждан, к которым относятся малоимущие и многодетные семьи, люди с инвалидностью, ветераны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, будут платить 1000 руб. за 1(!) кВт.

Размер платежа зависит от подключаемой мощности. Например, максимальная мощность для льготника будет стоить 15 000 руб.

Остальные физлица с 1 июля 2022 года за подключение к сетям будут платить от 3000 до 10 000 тыс. руб. за кВт.

Это не окончательная сумма, она будет ежегодно индексироваться с учетом инфляции.

С 01.07. 2023 г. минимальная стоимость ТП вырастет до 4000 руб./кВт, с 01.07.2024 г. – до 5000 руб./кВт.

Максимальная стоимость одного киловатта не должна превышать 10 тыс. руб.

Поправки в законодательство коснулись не только физических, но и юридических лиц (малый и средний бизнес) с заявленной мощностью до 150 кВт включительно. С 1 июля 2022 года эти заявители обязаны оплачивать «мероприятия последней мили»: до 31 декабря 2022 года – 50 % от стоимости мероприятий, с 1 января 2023 года – все 100 %.

Тут важно добавить: если потребитель подключается к линиям низкого напряжения 0,4 кВт (380 В или 220 В), то стоимость мероприятий «последней мили» по-прежнему будет стоить ноль рублей. 

Заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов подчеркнул, что новый закон позволил приблизить стоимость ТП к экономически обоснованным параметрам и повысить ответственность потребителей за заявленную мощность. Однако жители регионов забросали высшие инстанции жалобами по поводу разнящихся ставок на ТП.

Как пояснил заместитель гендиректора по инвестициям и капитальному строительству ПАО «ФСК – Россети» Алексей Мольский, на федеральном уровне устанавливаются только минимальная и максимальная границы. Конкретные же ставки устанавливаются на уровне субъектов РФ, в каждом из которых существуют свои географические, климатические, инфраструктурные и прочие особенности, от коих и зависит уровень ставки.

Год действия нового законодательства заставил регионы пересмотреть свое отношение к нормам техприсоединения. Если в первом полугодии 2022 года минимальные тарифные ставки средним размером в 3 444 руб/кВт были приняты в 85 субъектах РФ (при том, что реальная ставка присоединения по «Россетям» в среднем составила 10 157 рублей за один киловатт), то в 2023 году на минимальные ставки решились только 49 регионов. Потому что люди начали считать. Потому что доплачивать разницу придется из бюджета. Теперь администрация региона прежде, чем потребовать построить ту или иную ЛЭП, крепко подумает, нужна ли она?

Как повлияют законодательные нововведения по ТП на тарифы в целом?

Начальник Управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Васильев сообщил, что, по оценкам его ведомства, уже в 2024 году прекратится рост тарифов, затем пойдет его плавное снижение.