В министерстве земельных и имущественных отношений Калмыкии сменился %d0%bb%d0%b8%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%b5%d0%b2руководитель. Возглавил ведомство Борис Лиджиев, который до этого здесь же был заместителем министра. С тех пор прошло три месяца – срок достаточный, чтобы освоиться на новом месте, вникнуть в суть проблем и задач.

Журналист Владимир Бессарабов встретился с Борисом Лиджиевым и попросил его ответить на некоторые вопросы.

Б.: Борис Олегович, объясните, пожалуйста, нашим читателям суть понятия «земельные и имущественные отношения»?

Л.: Существуют различные  понимания этого термина. Первое – жизнь человека, общества, связанная с землей как видом имущества, которое можно продать, купить, подарить, завещать, отдать в залог и т.д., где правила прописаны государством. Второе относится более к профессионализму, обладатели которого считаются специалистами в области операций с земельными участками, иной недвижимостью; занимаются и юридическими и техническими вопросами. Можно сказать, что это смесь нескольких профессий узкой направленности.

Б.: Я внимательно ознакомился с вашим развернутым интервью, опубликованном в местных СМИ. Хотелось бы остановиться на некоторых аспектах деятельности вашего ведомства. Цитирую: «Опыт предыдущих работ помогает мне в решении актуальных проблем…» Можно ли более подробно об этих проблемах?

Л.: Ну, за плечами у меня довольно большой опыт. Я работал в частных юридических фирмах, в администрации города Элисты был начальником юридического отдела, прошел путь от начальника отдела правового обеспечения до заместителя руководителя нашего министерства, в последующем продолжил карьеру в московском регионе в ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры  пространственных данных» при Росреестре Российской Федерации. Затем мне предложили должность первого заместителя главы администрации Яшалтинского района.

Б.: Одна из самых застарелых проблем экономики Республики Калмыкия – инвестиции. Разговоры о них идут не один десяток лет, однако зримых результатов, скажем так, не очень много. Вы сказали, что работаете в этом направлении и ставите задачу улучшить инвестиционный климат. За счет чего?

Л.: Важной задачей является поиск возможностей для реализации инвестиционных проектов по типам браунфилд и гринфилд.

Б.: Что это означает?

Л.: «Браунфилд» – тип инвестиционной площадки, создаваемый на основе ранее существующих производственных площадок, как правило, обеспеченных строениями, сооружениями и инфраструктурой, в отношении которых проводится реконструкция или капитальный ремонт. При гринфилде никакой инфраструктуры нет. Но плюсы и минусы имеют оба варианта.

Кроме того, мы разрабатываем ряд перспективных планов, в основе которых заложено заключение концессионных соглашений с инвесторами на строительство центров деловой активности населения. Они будут осуществляться на базе республиканского имущества, которое давным-давно устарело по физическим и техническим критериям.

Параллельно министерство прорабатывает вопрос предоставления земельных участков для их комплексного освоения, как для жилищного, так и делового назначения, что позволит решить сразу несколько задач. В частности, будет построена вся инженерная инфраструктура (подведение магистральных сетей будет осуществляться за счет лица, с которым заключен договор)Такие проекты в ближайшее время начнут реализовываться в нашей столице при полной поддержке министерства.

И как вытекающее из первого вопроса – создание, так называемых, точек роста.

Б.: Что вы имели в виду, когда упомянули госимущество Республики Калмыкия, предназначенное для предоставления во владение или пользование на долгосрочной основе? Это приватизация или аренда? Что конкретно, какие объекты планируется вывести из госфонда?

Л.: Ну, во-первых, выведение из республиканской собственности объектов недвижимого имущества не планируется. Здесь идет речь о долгосрочной аренде и об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон «О защите конкуренции» четко регламентирует, что предоставление в аренду, безвозмездное пользование, доверительного управления и прочих вещных прав в отношении государственного имущества осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов.

Однако этот же закон вводит ряд исключений, расширяя в список, куда входят некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных объединений, медицинские и образовательные  организации  и так далее.

Б.: Еще один вопрос, на наш взгляд, требующий скорейшего решения: это разграничение земель в столице Калмыкии – Элисте. Ведь на этом завязана серьезная проблема: выделение бесплатных участков для льготной категории граждан. Что делается в этом отношении?

%d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%b02Л.: Действительно в соответствии с законом РК «О перераспределении полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Элисты Республики Калмыкия».С начала нынешнего года мы осуществляем управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена  на территории города Элисты. Необходимо отметить, что в свое время министерство исполняло данные полномочия, поэтому работа нам знакома. В настоящее время приняты все необходимые административные регламенты, заключено соглашение с многофункциональным центром, что позволит увеличить доступность наших госуслуг.

Хочу отметить, что право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства имеют:

– участники Великой Отечественной войны;

– граждане, имеющие в составе семьи трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, принятых под опеку (попечительство);

– граждане, имеющие в составе семьи ребенка-инвалида, в том числе усыновленного, принятого под опеку (попечительство);

– педагогические работники государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций в возрасте до 35 лет, при условии занятости не менее 75 процентов нормы рабочего времени;

– ветераны боевых действий из категории военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), направлявшихся в другие государства органами госвласти СССР, Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях на чужой территории и территории РФ.

С начала 2016 года поступило 373 обращения льготной категории граждан о предоставлении в собственность земельного участка. Однако хочу подчеркнуть, что в собственности Республики Калмыкия на данный момент как таковые отсутствуют земельные участки, которые возможно было бы выделить льготникам. По нашим прогнозам, с учетом поступающих заявлений до конца года необходимо будет образовать порядка 600 земельных участков.

Надо отметить, работа эта кропотливая, требующая проведения подбора оптимального земельного массива, топосъемки, подготовки проектов планировки и межевания территории и непосредственно земельных участков, постановки на государственный кадастровый учет, что требует значительных финансовых средств.

Б.: «Федеральный закон № 354, поправки в который были недавно внесены, регламентирует использование земель с максимальной отдачей. Можно подробнее об этом?

Л.: Действительно, этот закон и еще один, касающийся оборота земель сельскохозяйственного назначения претерпели серьезные изменения. Так, данным документом были определены основания для принудительного изъятия участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на них при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации. Наконец-таки был утвержден точный перечень признаков, в соответствии с которыми мы можем прибегнуть к санкциям.

В частности, в соответствии с законом, участок может быть изъят у собственника в случаях, когда земля, предназначенная для ведения сельского хозяйства, не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

Также земельный участок может быть изъят у собственника, если использование его осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель, либо причинению вреда окружающей среде.

Так как земля является одним из основных факторов производства, то именно сохранение и рациональное ее использование – залог развития республики. В связи с чем, министерство планирует начать работу по изъятию таких земельных участков.

Б.: Что вы подразумевали, говоря о повышении эффективности и рациональности использования республиканским имуществом?

Л.: В первую очередь, планируем увеличить собираемость арендных платежей, выявить нерационально или неэффективно используемые земельные участки, с последующим изъятием таковых и передаче добросовестным хозяевам. Что же касается имущественного комплекса, то будет продолжена работа по повышению доходности и рациональности использования республиканским имуществом.

 Б: В этом году передача земель в собственность льготной категории граждан еще не осуществлялось; в настоящее время столичная администрация проводит работы по образованию дополнительных земельных участков для этих целей. Почему затянули с таким важным вопросом, и на какой стадии решения находится эта проблема?»

Л.: Хотелось бы напомнить, что полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые в Элисте не разграничена, и, соответственно, такой важный вопрос как предоставление их людям нам были переданы с 1 января 2016 года. Сейчас на эти цели министерство решает вопрос о выделении денежных средств из республиканского бюджета; всего в планах – предоставление 600 земельных наделов.

Б.: Скажите, вас не смущает раз за разом появление объявлений в местных СМИ о продаже земельных участков, причем сразу нескольких штук от одного лица? Вы не пробовали провести мониторинг распределения земель в Элисте? Ведь не для кого не секрет, что зачастую заветные 6 соток отдавали за бесценок либо вообще даром, а потом они скопом шли с молотка.

Л.: Сейчас мы ведем работу по выявлению фактов нарушения законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия. Это трудоемкий процесс и только от одного министерства не зависит. Здесь важно придерживаться одного вектора всем органам государственной власти. Анализы предоставления земельных участков подготовим, по их результатам будут приниматься соответствующие меры. Одно с уверенностью могу сказать: сейчас министерство взяло направление на повышение прозрачности деятельности, прорабатывается вопрос изменения стоимости выкупа земельных участков, в перспективе – проведение работ по переходу на налогообложение исходя из кадастровой стоимости и многое другое.

Б.: Вы занимаете эту должность, пусть и с приставкой врио, немногим почти три месяца. Проблем много? Каких? Все ли решаемые?

Л.: В данный момент законодательство страны претерпевает ряд изменений, которые, так или иначе вызывают некие затруднения, но только лишь в части их реализации. Ведь новшества всегда вызывают трудности восприятия, но, как уже отмечалось ранее, опыт работы в различных структурах позволяет мне оперативно понять и перестроиться под новые требования.

Сейчас перед нами стоит задача по переходу на исчисление налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Федеральное законодательство дает %d0%bc%d0%b5%d0%b6%d0%b03возможность это перехода до 2020 года, мы же считаем, что это нужно осуществить уже в нынешнем году. Опыт коллег из других регионов позволяет сделать вывод, что механизм перехода еще полностью не отточен на федеральном уровне, и в каждом регионе возникают свои сложности. И именно ускоренный переход к данному методу исчисления позволит выявить возможные недостатки и скоординировать деятельность по их устранению. Как говорится, готовь сани летом, а телегу зимой. Мое мнение таково, что переходный период дан именно для перехода, а не для того, чтобы до последнего оставаться на прежних позициях. Знаю, что некоторые регионы уже вовсю пользуются нововведения в полном объеме.

Неразрешимых проблем не бывает, бывают различного рода отговорки и обычное нежелание заниматься решением возникающих проблем.

Б.: Что ж, успехов вам в любых добрых начинаниях. И, кстати, где находится ваша «контора», куда можно обращаться людям?»

Л.: Наше министерство располагается в Сити-чесс, коттедж 8.3. Кроме того, с целью оказания государственных услуг через многофункциональный центр (МФЦ) с ним заключили соглашение о взаимодействии. Для людей это будет удобно, так как МФЦ располагаются доступных местах и график приема заявлений в них более  гибкий. Кроме того многофункциональные центры принимают заявления льготной категории граждан.