Новый проект Общественной палаты Калмыкии «Час с министром» у жителей республики ожидаемо вызвал большой интерес. Более двадцати вопросов поступило министру природных ресурсов и окружающей среды РК Очиру Джамбинову накануне и во время прошедшего в пятницу, 24 марта, заранее анонсированного, «круглого стола». Жителей Калмыкии по-прежнему волнуют такие злободневные темы, как состояние экологии региона, перспективы разведки и добычи нефти, газа и других ископаемых, мусорная проблема и многие другие.

К сожалению, уложиться с ответами даже на половину из этих важных, объемных вопросов в «Час с министром» не удалось. «Степные вести» расскажут о них в цикле публикаций в ближайшее время. А сегодня коротко – о чем же говорили за «круглым столом» Общественной палаты Калмыкии во главе с председателем Батыром Мучаевым.

Если бы Элистинку не расчистили

Одними из первых к главе минприроды республики обратились жители 9-го микрорайона Элисты. Они  посетовали: в балку, где когда-то был Ярмарочный пруд, сливают жидкие канализационные бытовые отходы. И задали резонный вопрос, насколько законны эти действия.

Очир Джамбинов подтвердил, что во время одного из обследований реки Элиста были обнаружены следы фактов сброса жидких отходов в канализационные сети, однако обнаружить непосредственных нарушителей не удалось. Он назвал эти действия незаконными и попросил граждан не оставаться равнодушными, по возможности фиксировать и сообщать о таких фактах в Минприроды и МинЖКХ Калмыкии, а также в межрегиональное Управление Росприроднадзора. «Помощь жителей нам нужна. Снимите видео, крупным планом – номер машины, напишите пусть даже анонимное письмо», – призвал глава природоохранного ведомства.

К слову, обследование русла проводят на регулярной основе, в том числе совместно с прокуратурой, и делают это в рамках мероприятий по расчистке реки Элиста. Но о том, что в прошлом году русло реки было расчищено, видимо, знают не все горожане. Так как среди поступивших на «круглый стол» вопросов был такой: «Почему Элистинку не очистить и не облагородить? Во всех городах речка – достояние города, у нас вонь и грязь». Член Общественной палаты Антонина Коокуева, в свою очередь, уточнила: «Река Элиста очищена в полном объеме или ее будут очищать периодически?»

«Любую речку нужно чистить регулярно, это цикличное мероприятие. Она будет заиливаться, зарастать камышом, заболачиваться, пытаться менять русло, в нее будут кидать мусор. А из того, что я вижу: речку не чистили многие-многие годы», – предположил Очир Владимирович. «Последний раз – в советское время, я жил рядом, в 70-х вода поднималась настолько, что смывало все – туалеты, сараи, – добавил член Общественной палаты Калмыкии Александр Шеметов. – А знаете, где был раньше показатель? Николаевский мост».

В федеральном агентстве водных ресурсов, признается гость Общественной палаты, его спрашивали: «Какие у вас реки?». Когда начинаешь объяснять, что у нас есть Элистинка, которая протекает через город, и у нас бывают паводки, они делают круглые глаза. И вот, пожалуйста, относительно недавно были подтопления».

Напомним, согласно «Руслоочистительных и дноуглубительных мероприятий на р. Элиста в границах города Элиста» (общей протяженностью 9 км), работы (за счет средств федерального бюджета) должны были завершить лишь в 2025 году, однако их фактически исполнили в 2022-м.

«Глава тогда поручил: не тяните с работой несколько лет, эти 9 километров сделайте до Нового года, – продолжает Джамбинов. – Провели работу с подрядчиком, контроль круглосуточный вели. Сделали за полгода. Никто не верил, а мы 30 декабря закончили. Стоило серьезных трудов. И тут в феврале падает большой снег, который за три дня вдруг растаял. И Элистинка вдруг превратилась в бурлящую горную реку. Сотрудники МЧС трое суток дежурили, запускали дроны вдоль реки, боялись, что начнет подтапливать дома. А если бы мы делали по плану, сделали бы какой-нибудь кусочек? Тогда бы все полилось на дома».

«Расчистка Элистинки – большое событие для людей, которые там живут», –подтвердила слова министра А. Коокуева. К слову, МЧС Калмыкии отметило эту работу регионального минприроды. «МЧС вдруг вручает мне грамоту. А потом показывают видео: там речка – бурлящая, мощная. Этот паводок прошел за три дня, но эти три дня были очень серьезными, – признался Джамбинов. – Мы, в свою очередь, попросили председателя правительства Гиляну Герасимовну Босхомджиеву написать благодарственное письмо на имя руководителя Федерального агентства водных ресурсов Дмитрия Михайловича Кириллова».

Добавим, от возможного подтопления и разрушения нынешней зимой спасли 1050 жилых домов с приусадебными участками и хозяйственными постройками. В зону подтопления (ул. Гермашева, Ленина, Кирова) также попали бы газопровод, 72 опоры ЛЭП, три образовательных учреждения, столько же АЗС, два торговых центра, магазины, дорога (3,2 км).

Можно ли фермерам бурить скважины, и есть ли в Калмыкии промышленный песок

Приглашенный председателем Общественной палаты Калмыкии Батыром Мучаевым на «круглый стол» Уполномоченный по правам человека в РК Валерий Чуб озвучил вопрос, поступивший к нему от жителей Яшкульского и Юстинского районов. «Недавно был какой-то выброс в атмосферу, у людей отмечалось затруднение дыхания, ухудшение физического состояния. Есть ли какие-нибудь данные по этому происшествию: откуда выбросы и насколько они опасны?», – спросил он.

По словам О. Джамбинова, региональное ведомство обратилось в Росприроднадзор с просьбой отобрать пробы. «Насколько я знаю, это уже сделано, но результаты еще не видел. Что это было? Пока рано говорить. Но тогда же в Астраханской области горел заповедник на площади 14 тыс. га. Образовался огромный объем пепла. А ветер разнес его затем на большие территории. Но надо дождаться окончательного ответа Росприроднадзора», – посоветовал он.

Еще один вопрос, прозвучавший от омбудсмена, – о правомерности использования подземных вод на своем земельном участке. «Это касается крестьянско-фермерских хозяйств, – уточнил В. Чуб. – Там есть проблемы с водой, но самостоятельно бурить нельзя, нужно соблюсти какие-то требования».

Самостоятельно бурить можно, но для этого нужна специальная установка, заметил министр. Все недра принадлежат государству, в том числе подземные воды. Но скважины, дебит которых не превышает 500 кубов в сутки, а это огромный объем, не считаются промышленными. «Разрешение на это даем мы – минприроды республики. Стоимость лицензии – 7500 рублей с ежегодным продлением 750 рублей. Замечу: штраф за не оформление лицензии исчисляется сотнями тысяч рублей. Мы, правда, еще никого не штрафовали. Но призываю жителей республики не дожидаться, когда возникнет такая проблема», – резюмировал он.

А Батыр Мучаев компетентно поинтересовался, что еще, помимо углеводородов, на территории республики представляет промышленный интерес – песок, глина, например, для производства кирпича, а также актуален ли сейчас проект по созданию «зеленого пояса» вокруг Элисты и других населенных пунктов.

Очир Джамбинов поблагодарил коллегу за «отличные вопросы». И подробно рассказал о том, что в министерстве делают по этим направлениям. Работа большая и достаточно значимая для региона, а потому об этом мы расскажем в нашей отдельной статье.

Станет ли Улан-Хол промышленным кластером

Еще один вопрос задал житель Калмыкии Сергей Идрисов. Его интересовало, есть ли возможность развить станцию Улан-Хол как промышленный кластер по переработке нефти и газа, «так как имеется арестованное имущество строящегося завода (семьи Саттаровых, находящихся в розыске по уголовным делам)». И он же предложил национализировать все объекты строительства и добычи, «ведь недра принадлежат народу и территории субъекта по Конституции РФ».

По словам министра, вопрос создания промышленного кластера по переработке нефти и газа в районе станции Улан-Хол изучается и рассматривается. Однако для его рентабельности необходимо стабильное наличие нефтегазового сырья, объемы которого добыть на территории Калмыкии в настоящее время невозможно. И совместно с Роснедрами ведется активная работа по поиску новых месторождений углеводородного сырья, а также прорабатываются варианты о возможности загрузки потенциального кластера от магистральных нефтепроводов «ЛУКОЙЛа» и «КТК-Р».

Был ли министр природы в сосновом бору

Часть вопросов, как мы упомянули выше, пока не освещена: формат встречи не позволил отреагировать на все, не уместишь их и в рамках одной статьи. А вопросы, действительно, были важными. Например, почему в Калмыкии нет своей нефтегазоразведочной экспедиции, будет ли когда-нибудь запущен мусороперерабатывающий комплекс, создаются ли очистные сооружения для вторичного использования загрязненной воды, был ли министр Джамбинов в сосновом бору и когда его приведут в порядок. Спрашивали о мусорном полигоне и муниципальных свалках, реконструкции Чограйского водохранилища, создании Фонда по сохранению тюльпана и штрафах за сорванные цветы, благоустройстве Элисты и др.

Ответы на все обращения обязательно будут даны. Их опубликуют на сайтах, ТГ-каналах Общественной палаты и минприроды. Подробно эти темы осветим и мы, «Степные вести», в следующих материалах – следите за нашими публикациями.

Фото: Николай БОШЕВ
Видео: Виталий КАТЫШКИН