Недра Калмыкии таят в себе большие перспективы, но для более точной оценки требуют масштабного и глубокого изучения. И Калмыкия может рассчитывать на поддержку федерального центра и специалистов геологических институтов. Об этом заявили генеральный директор ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт» Павел Мельников и министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Калмыкии Очир Джамбинов в среду журналистам республиканских СМИ.

В пресс-конференции приняли участие также специалисты отделения «Поиски месторождений нефти и газа» ФГБУ «ВНИГНИ» Михаил Скворцов и Алексей Карташов и директор Южного филиала этого учреждения Магомед Шагиев.

Как пояснил «Степным вестям» Павел Мельников, в Калмыкию специалисты геологического института ВНИГНИ прибыли с целью передачи правительству Калмыкии отчета об итогах геологоразведочных работ на Хаптагайском участке и о планируемых работах в пределах Юстинского подсолевого поднятия.
Они представили предварительные данные по геологическому картированию региона и геологоразведочным работам на территории республики в рамках государственной программы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Калмыкия имеет все шансы стать новой нефтегазовой провинцией России. При той небольшой степени геологической изученности и доказанной промышленной нефтегазоносности нашего региона вероятность обнаружения новых месторождений большая. Это подтвердили проведенные специалистами ВНИГНИ и их подрядными организациями региональные исследования.

«В Калмыкии региональные работы – первый этап геологического изучения – проводились с 2020 по 2022 годы. Это были комплексные сейсморазведочные работы, вместе с электроразведкой, на Хаптагайском участке недр, в северной части Калмыкии. Получены интересные результаты. Несмотря на то, что были проведены исследования на небольшой территории, всего 1 тысяча погонных метров, с учетом интерпретации старых материалов были выявлены новые ловушки, намечены новые зоны нефтегазонакопления. Изучали надсолевые горизонты. Подсолевые – уже следующий этап.

Кроме того, в этом году стартовали работы на Юстинском участке. Это соседняя с Хаптагаем территория, на которой в прежние годы было выявлено достаточно крупное подсолевое поднятие. Сейчас эти материалы заново интерпретируются, будет сделано новое обобщение, и мы, надеюсь, получим хорошие результаты. Далее изученные территории будут лицензированы и отданы недропользователям», – сообщил Павел Мельников.

По его словам, в плане геологоразведки, в том числе сейсмики, в Калмыкии в советское время было сделано много. Но сегодня большей части этих материалов нет в цифре, некоторые документы утеряны, мало сохранилось материалов из скважин и керна (извлеченных путем бурения частей горных пород). Поэтому проведенные комплексные исследования имеют огромную ценность для геологической науки и требуют дальнейшего изучения.

«Наш институт всегда открыт, свои результаты мы в оцифрованном виде сдаем в Росгеофонд. Они для всех доступны, пригодны для скачивания, с ними могут ознакомиться геологи и геофизики, посмотреть их, оценить и сделать для себя какие-то выводы. Мы считаем, это большой шаг вперед, который позволяет привлечь большой круг недропользователей, заинтересовать их и в конце концов открыть нам новые месторождения на благо Республики Калмыкия и Российской Федерации», – отметил гендиректор ВНИГНИ.

При этом руководитель ведущего геологического института России, выполняющего основной фронт работ по заданию Роснедр, добавил, что только Хаптагайским и Юстинским участками в Калмыкии дело не ограничится. Следующие объекты, определенные в регионе как перспективные, будут также поставлены в план региональных работ госпрограммы.

«Правда, – сделал оговорку Павел Мельников, – доля государственного финансирования очень небольшая. Если недропользователи ежегодно вкладывают в региональные исследования порядка 340-350 млрд рублей в год, то государство может позволить себе только 12 миллиардов. На всю территорию РФ это очень небольшая сумма, причем она размазана по всем регионам, газоносным провинциям на их территориях. Работы очень дорогостоящие, но они дают тот прирост информации, который позволяет нам планировать.

Нефть и газ – это те продукты, без которых невозможно существование нашего государства, его жизнеобеспечение и функционирование экономики. Новые открытия будут, может быть, не такие крупные, как бы нам хотелось, и в других местах мы их найдем, но это то, во что мы, геологи, твердо верим».
Полон таких надежд применительно к Калмыкии и региональный отраслевой министр.

«Хотел бы обратить внимание на тот факт, что при небольшом объеме государственного финансирования, 12 миллиардов рублей, существенная часть отведена Калмыкии. В республике с 2020 года без перерыва идут геологоразведочные работы и будут продолжаться, государство будет финансировать их. И то, что ведущие геологи России, специалисты самого квалифицированного нефтяного института страны, верят в наш регион, – важный момент, который я считаю необходимым подчеркнуть», – сказал Очир Джамбинов.

По его словам, на Хаптагайском участке, помимо 116 ловушек, выявленных по результатам региональных сейсмических работ и анализа полученного материала, выделены глобально три наиболее перспективных зоны нефтегазонакопления, в которых вероятность ловушек наиболее высока. Минприроды РК получило письмо от заместителя руководителя Роснедр с поручением о том, чтобы ВНИГНИ совместно с правительством республики вышеназванные три зоны готовили к паспортизации и лицензированию.
«Эти три достаточно площадные зоны, думаю, будут небезынтересны недропользователям. И благодаря этим инвесторам у нас будут открыты новые месторождения углеводородного сырья, вероятнее всего, нефти», – выразил уверенность министр.

Фото: Николай Бошев