Вчера члены Совета по правам ребенка при Главе Калмыкии обсудили важные темы

В четверг в Доме правительства РК состоялось заседание Совета по правам ребенка при Главе Калмыкии. На нем обсуждались проблемы, связанные с функционированием в регионе системы дополнительного образования несовершеннолетних и их внеурочной деятельности, а также реализация в республике мероприятий Года педагога и наставника.

Как сообщила представитель Минобрнауки РК Бальджир Немгирова, сегодня для учащихся проводятся разнообразные информационно-просветительские мероприятия, которые направлены на расширение кругозора детей, повышение их гражданской сознательности, финансовой грамотности и уровня экологического воспитания. Это и школьные уроки «Разговоры о главном», и деятельность детских технопарков «Кванториум» на базе элистинской СОШ № 20 и Центра одаренных детей РК (бывший РЦДТ), Центра цифрового образования и IT на базе Русской национальной гимназии, Дворца детского творчества и других учреждений дополнительного образования, входящих в систему Минобра.

Всего в значимых проектах участвует 2 тысячи 275 детей или 7,5 % от общего количества школьников республики.

С прошлого года реализуется проект «Навигатор дополнительного образования». Это интернет-портал, через который можно записаться в любое из представленных в нем учреждений, реализующих аккредитованные программы дополнительного образования для детей от 5 до 18 лет. В настоящее время в «Навигаторе» по Калмыкии зарегистрировано 94 программы. В частности, общеобразовательные дисциплины дополнительно изучает свыше 54 % детей, а на программы детских школ искусств зачислено 3270 школьников или 6,6 % от общего числа учащихся в республике. Суммарно в систему допобразования вовлечено 30 тысяч 108 детей или 61 % школьников  Калмыкии.

Наряду с очевидными преимуществами автоматизированной системы поиска кружков и секций, персонифицированного учета и получения сертификатов финансирования обучения у нее есть и недостатки. Так, по словам представителя Общественной палаты Калмыкии Эльзы Шамовой, ей никак не удается записать своего ребенка в секцию по плаванию в ДДТ: то запись еще не открылась, то она уже завершена. Причина не только в том, что это весьма востребованная услуга, на которую практически нет свободных мест, но и в слабой сопроводительной информации о том, как правильно и эффективно пользоваться «Навигатором», что главным образом интересует родителей.

Претензии были высказаны и в адрес Министерства спорта республики, которое ведет учет услуг учреждений дополнительного образования, только подведомственным им. А что касается платных спортивных секций, то про них чиновники министерства не в курсе. Да и, дескать, невозможно частников контролировать.

С этим, кстати, согласилась и республиканская прокуратура, но равнодушие в этом вопросе отраслевого исполнительного органа надзорный орган не оправдывает. Этот момент вызвал вопросы также со стороны председателя Совета по делам ребенка при главе региона Араша Манджиева. Он резонно заметил, что в повестке обозначено – рассматриваются все, в том числе платные, услуги допобразования.

По второй теме заседания, касавшейся Года педагога и наставника в Калмыкии, дискуссия свелась, в основном, к выяснению терминологии.

Уполномоченный по правам ребенка в Калмыкии Наталья Чужаева напомнила о том, что указом президента РФ Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, тогда как в профильном министерстве региона почему-то упор делают на педагогах-наставниках. Тем самым, по ее мнению, сужается тематика заданной федеральным центром программы поддержки учителей, наставников и их деятельности. А она, заметила Чужаева, направлена не только на помощь своим молодым коллегам, но и в отношении детей и молодежи, в том числе.

«Сейчас наставничество должно пониматься шире. Ведь у нас преступность в молодежной среде растет, поэтому нужно больше внимания уделять воспитанию несовершеннолетних, правовому и этическому. Должны быть наставники для детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Часто судьба подростка зависит от того, окажется ли в нужный момент рядом «правильный» взрослый, способный выслушать, понять, поддержать словом и делом, предложить выход из запутанной ситуации», – считает детский омбудсмен.

В связи с этим встает вопрос о том, как у нас обстоит с реализацией закона «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», который был инициирован Главой Калмыкии Бату Хасиковым и принят депутатами Народного Хурала еще в апреле 2020 года? В нем утверждены понятие и задачи тех, кто может принимать участие в воспитании детей с девиантным поведением. Это известные артисты, спортсмены, представители молодежных объединений, военнослужащие (кстати, вот где могут пригодится наши земляки, вернувшиеся из СВО). По закону общественные наставники будут работать на безвозмездной основе, а поощряться по месту работы или учебы.

Работа общественных воспитателей должна строиться в рамках республиканской комиссии по делам несовершеннолетних на основе положения об этой должности. Но оно, оказывается, до сих пор не разработано.

Таким образом, придется членам совета вернуться к обсуждению этого вопроса, причем, скорее всего, неоднократно. И желательно поторопиться – Год педагога и наставника наполовину уже пройден.

Фото: Николай Бошев