В Год педагога и наставника международные культурные центры (МКЦ) реализуют федеральный проект «Будущее национального театра – в наставничестве».

Мероприятия проводятся на пяти площадках в регионах, представивших уникальные программы, посвященные Году педагога и наставника, – в Архангельской, Брянской, Белгородской областях, республиках Калмыкия и Горный Алтай.

Проект Национального драматического театра им. Б. Басангова стартовал 25 августа пресс-конференцией представителей МКЦ и просмотром спектакля «Первый учитель». Постановка азербайджанского режиссера Ольхана Османова по пьесе киргизского писателя Чингиза Айтматова (в переводе на русский язык) с актерами калмыцкого театра стала ярким примером творческого взаимообогащающего сотрудничества национальных культур.

26 августа эксперты МКЦ отсмотрели спектакль по пьесе молодого драматурга Герел Бадаевой «Галдан и Ану» как пример наставничества от режиссера Бориса Манджиева, который предложил актеру театра Санджи Пурсякову роль второго режиссера. Во время круглого стола «Наследие прошлого со взглядом в будущее» молодые режиссер и драматург стали участниками весьма эмоциональной дискуссии о будущем национальных театров. Модератор дискуссии, доцент Российского института театрального искусства (ГИТИС), театровед, член редсовета журнала «Сцена», эксперт и член жюри международных конкурсов и фестивалей Юлия Большакова отметила остроту выбранной темы.

«Все мировое театральное сообщество озабочено уже полвека вызовами, которые бросают такие явления в искусстве как индивидуализация и глобализация, – четко определила проблему Юлия Борисовна. – Индивидуализация губительна тем, что творческий человек теряет чувство ответственности пред зрителем, перед обществом. Он теряет целостный взгляд на мир. Вызовы же глобализации нивелируют национальную сущность культур, размывают уникальность каждой культуры. И это проблема, которую решают и творческие коллективы, и каждый творческий деятель».

Вопрос сохранения культурного наследия в современных форматах искусства и, главное, укрепление межпоколенческих связей как важное звено преемственности культуры стали предметом разговора не только работников театра, но и представителей других учреждений культуры и чиновников профильного министерства. В обсуждении приняли участие критик, руководитель курса театроведческого факультета РАТИ (ГИТИС), куратор лабораторий и фестивалей, режиссер Александр Вислов и критик, кандидат искусствоведения, доцент РАТИ (ГИТИС), эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска», член худсовета фестиваля «Фелерация» Екатерина Морозова.

Одним из способов передачи культурного наследия будущим творцам и зрителям был обозначен путь наставничества. В проекте Национального драматического театра им. Б. Басангова эта роль была отведена режиссеру, заслуженному деятелю искусств РФ и РК Борису Манджиеву. На творческой встрече «Борис Манджиев. Наставник. Педагог», которая прошла в зале национальной библиотеки, выступили его ученики – режиссер Марина Кекеева и драматург Герел Бадаева.

Также в рамках калмыцкого проекта была представлена мультимедийная экспозиция Национального музея им. Н.Н. Пальмова «Степь как жизненное пространство». Тема актуализации музейных артефактов как важных свидетелей прошлого и театрализация (оживление) истории для современных зрителей рассматривается сегодня как одна из эффектных форм передачи национальной культуры и истории современному поколению.

Региональный проект, который был блистательно реализован Национальным драматическим театром им. Б. Басангова, завершили великолепным театрализованным представлением «Учитель, перед именем твоим…». Выступали замечательные молодые исполнители народных песен и танцев, коллективы, которыми руководят сегодня молодые творческие деятели. Символично, что в торжественном мероприятии принял участие создатель и руководитель Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты», Герой Калмыкии Петр Надбитов – гениальный наставник всей культуры Калмыкии.

Булгун Гаряева

Фото: Николай Бошев и с сайта kalmteatr.ru