В 2025 году отечественные ИТ-решения могут полностью заменить западные аналоги, а к 2030 году – успешно конкурировать на международном глобальном рынке… если, конечно, отечественный ИТ-сектор сумеет решить ряд задач.

Рынок набирает обороты

О прогнозах цифровизации и возможностях отечественных разработчиков шла речь на конференции «IVA DAY 2023: ИТ-суверенитет и цифровизация 2030».

По словам генерального директора IVA Technologies Станислава Иодковского, главным достижением отрасли в 2023 году стало то, что вопреки вызовам и внешним ограничениям российский ИТ-рынок не просел, а набирает обороты. По прогнозам аналитического отдела компании, до конца года рынок корпоративных коммуникаций в стране увеличится с 25 до 33 млрд рублей. На треть вырастет и внутренний рынок средств для видеоконференцсвязи (ВКС) – с 10 до 13 млрд руб.

Доля российских импортозамещающих технологий растет по всем сегментам: корпоративное и системное ПО, вычислительная техника… Приходится совершать небывалый скачок – то, что делали иностранные компании десятилетиями, нам предстоит сделать за три года, и к 2025 году произвести максимальное импортозамещение.

Под импортозамещением понимается создание и внедрение российских продуктов, конкурентных по функциональности и цене, в том числе на внешних рынках. «Думаю, к 2025 году доля иностранных компаний составит не более 10 %, а еще два года назад их было до 90 %. Сегодня мы уже можем смело заявлять, что в сегменте корпоративных коммуникаций готовы заменить Cisco, Zoom, MS Teams, Avaya и других. Это действительно уникальный шанс для освоения российского рынка, который уже никогда не будет прежним», – сказал С. Иодковский.

Уникальные решения

На конференции были представлены российские технологические инновации, а также опыт ведущих российских организаций по цифровизации коммуникаций и переходу на отечественные решения.

Российские разработки уже позволяют применять в сфере транспорта и логистики суверенную цифровую систему, не имеющую аналогов в мире. Осенью 2023 года в стране начинается эксперимент по цифровизации и обеспечению «бесшовности» грузовых перевозок автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. На отечественных разработках уже успешно заработали системы бронирования и покупки авиа- и жд-билетов, выстроены внутренние коммуникации. Только в РЖД, к примеру, внедрение современных отечественных решений позволяет продавать до 1,1 млрд электронных пассажирских билетов в год и взаимодействовать в цифровом виде с 90 % клиентов.

Для коммуникаций сотрудников РЖД был разработан российский продукт IVA R, способный полностью заменить такие западные сервисы, как Zoom. Эту систему также начали эксплуатировать в госкорпорации «Росатом», правительстве Санкт-Петербурга и крупных организациях, где потребовался экстренный переход на качественные отечественные системы ВКС.

Сегодня российские компании уже могут применять отечественные ИТ-сервисы, объединяющие телефонию, конференции и мессенджинг, с элементами искусственного интеллекта и поддержкой стенографии.

Технологии для бизнеса

По сообщениям российских компаний, в предстоящие 10 лет как минимум 30 % бизнес-процессов в различных секторах экономики будет полностью перестроено, а еще 50 % претерпят такие кардинальные изменения, что станут практически неузнаваемыми. Это связано с неизбежной цифровой трансформацией, которая становится главным залогом выживаемости и конкурентоспособности любого бизнеса. Ядром цифровых изменений будут технологии искусственного интеллекта, внедрение которых может привести к росту бизнеса в 2-3 раза.

Еще успешнее будет бизнес, который использует следующий шаг в развитии ИИ – адаптивные инструменты, позволяющие заниматься прогнозом и моделированием.

При этом важно наличие не отдельных российских решений, а цифровой экосистемы продуктов для управления всеми процессами в компании, отмечают представители ГК «Астра» – компании-лидера сквозных информационных технологий.

Чего ждать в 2024 году?

По мнению ИТ-экспертов, 2024 год во многом будет связан с внедрением российских голосовых помощников на основе нейросетей, применяемых в корпоративных коммуникациях.

По словам гендиректора IVA Technologies, выйти на зарубежный рынок непросто, но у российских игроков будет шанс встать в один ряд с условными Huawei и Lenovo. «Правильнее будет выходить кооперациями, комплексной дистрибуцией нашего ИТ-ландшафта, – считает С. Иодковский. – Если мы сформируем экспортного дистрибьютера, который обеспечит в дружественных странах продвижение продаж и поддержку нашего экспорта, то сможем конкурировать с другими игроками рынка за рубежом».