Во вторник заместитель Председателя правительства РК по социальным вопросам Мерген Бадма-Гаряев дал эксклюзивное интервью «Степным вестям».

Мерген Сергеевич, самая обсуждаемая сегодня в Калмыкии тема – это итоги встречи Алексея Орлова с Владимиром Путиным по обращениям жителей Калмыкии, которые не попали в публичную часть, а были переданы главе республике президентом страны. Что же было в той «зеленой папке»?

– Это прямое поручение Президента страны руководителю региона по обращениям жителей республики. Все, наверное, видели эту встречу и прекрасно слышали, что глава республики пообещал лично встретиться со всеми заявителями и отработать каждый вопрос персонально.

Часть обращений, которая касается сферы здравоохранения, мы уже отработали. Не хочется никого обижать, но очень многие вопросы в большей степени связаны не с какими-то недоработками на местах, не неудовлетворенностью людей какими-то конкретными проблемами, а просто их неосведомленностью.

Конечно, в первую очередь, это вопросы, касающиеся заработной платы и мер социальной защиты медработников. Второй пласт – вопросы от потребителей медицинских услуг, пациентов. В том числе лекарственное обеспечение не только льготной категории населения, но и обеспечения в лечебных учреждениях медикаментами, организации питания и т. п.

– В общем-то, типичные вопросы…

– Да, типичные вопросы, ничего экстраординарного, ничего необычного, как тот прецедент, который произошел с партами, не было. По всем обращениям отраслевое министерство отработало, встретилось или в телефонном режиме контактировало с заявителями. Некоторые из обратившиеся находятся за пределами республики. Причем длительное время живут в других регионах, работают там. Я понимаю, что уехали они не от хорошей жизни, но в то же время пытаются комментировать ситуацию в республике, скажем, с чужих слов.

И глава у себя в графике, я это точно знаю, запланировал встречи со всеми заявителями, которые изъявили желание встретиться с ним. Если они захотят приехать в Элисту и лично встретиться с руководителем республики, ради бога, Алексей Маратович встречается со всеми, он не делает выборку: с этим встречусь я, а с этим – вы.

Правительство, отраслевые министерства готовят соответствующий материал для главы, чтобы он был в курсе проблемы, а непосредственно отработка и принятие решения – это его прерогатива. Думаю, Алексей Маратович со всеми заявителями встретится лично.

– Тем более, что с некоторыми уже встретился?

– Совершенно верно, по некоторым обращениям уже есть конкретные поручения главы и правительство их уже отрабатывает. В основном все они касаются финансового обеспечения тех или иных задач.

На Координационном совещании, которое глава провел буквально через день после встречи с Владимиром Путиным, по некоторым направлениям, в частности, материального обеспечения образовательных учреждений, пресловутых парт, досок, учебно-дидактического материала даны конкретные поручения – до 1 сентября все вопросы должны быть закрыты. Министру образования и науки РК поручено еще раз обсудить со всеми образовательными учреждениями вопросы недопущении поборов.

С другой стороны, не хочу уподобляться ханже и делать удивленные глаза, что вот только нам глаза открыли. Мы все люди, все живем здесь, у нас есть дети, которые учатся в школах и те или иные взносы, собираемые в общеобразовательных учреждениях, к сожалению, это не ново. Другое дело, что это должно быть правильно оформлено, как добровольные пожертвования, поскольку они должны быть однозначно с добровольного согласия родителей, никакого вымогательства со стороны администрации школы быть не должно.

Руководителем региона поставлена жесткая задача: все необходимое материально-техническое обеспечение и приобретение учебников должны быть к 1 сентябрю закрыты. Этот вопрос очень серьезный с учетом того, что до начало нового учебного года осталось не так много времени, всего лишь три недели.

Помимо этого, уже с понедельника начата приемка школ. В целом по республике к 20 августа мы должны принять все общеобразовательные учреждения республики. И здесь вопросы не только парт и учебников, но и проведения ремонтов, подготовка школ к зиме.

– К числу первоочередных задач относится и завершение строительства этнокультурной гимназии в девятом микрорайоне Элисты. К 1 сентября успеете?

– Однозначно, это даже не обсуждается, завершение строительства гимназии, набор учеников и педагогического состава будет завершен к началу учебного года. На сегодня уже сформирован некий костяк, есть директор, сейчас идет прием на работу преподавателей по всем предметам, там будет создано порядка 200 новых рабочих мест.

Конечно, с учетом того, что школа инновационная хотелось бы видеть там учителей опытных, с именем, каким-то имиджем, к которым идут ученики. При этом с министром мы говорили о том, что надо давать возможность проявить себя нашим молодым специалистам. А где им проявлять себя как не в новой школе? Мы не можем говорить о каком-то квотировании, о том, что из 200 человек такое-то количество будет молодых специалистов, хотя у нас есть очень яркие молодые педагоги, которые, на мой взгляд, очень рьяно себя заявили, участвуя в конкурсах различного уровня и показывая серьезный уровень мастерства. Почему бы им не предложить попробовать свои силы в новом инновационном учреждении среднего образования? Я понимаю, что и коллектив должен быть сплоченный, притертый друг к другу. От микроклимата очень многое зависит, поэтому вопросов по сдаче там очень много, но здесь, как говорится, совпали все интересы: и региона, и школьников, и родителей, дети которых обучаются во вторую смену.  У нас есть возможность получить современную школу-сказку. Проект для масштабов республики довольно амбициозен, с учетом тех жестких сроков, в которые мы были вставлены, подписано соглашение о том, что 1 сентября гимназия должна принять учеников. Я думаю, так и будет.

– В социальной сфере большой пласт вопросов связан с решением жилищной проблемы, не так ли?

– К сожалению, социальное жилье у нас ни в городе, ни в других муниципалитетах практически не строится. Тот оборотный фонд, который существует – ветшает, где-то требует капитального ремонта, а где-то идет на списание. Поэтому вопрос очень злободневный, одним росчерком пера, указанием сверху его не решить. Это вопрос на среднесрочную перспективу, но он уже нашел отражение в указах и распоряжениях главы. Не так давно мы с председателем медицинского жилищного кооператива Зинаидой Батыревой встречались с Алексеем Орловым и попросили его помочь в строительстве дома. Руководителем республики было дано прямое распоряжение о выделении земельных участков на безвозмездной основе. Решение вопроса о подключении ко всем энергетическим сетям. Цена квадратного метра по предварительным расчетам включала все виды перечисленных работ, которые составляли до 30 % от стоимости. Если на сегодня среднерыночная стоимость квадратного метра жилья в республике сложилась где-то 30-32 тыс. рублей, треть от этой суммы может быть снята. Это очень серьезное подспорье с учетом того, ну что греха таить, наши бюджетники не самые высокооплачиваемые специалисты в республике. Получение тех же самых ипотечных кредитов, политика банков, имеющихся на территории нашей республики такова, что они не идут ни на какие преференции ни для педагогов, ни врачей. У них есть некий общий подход, который они предлагают и людям с более высокой зарплатой, и бюджетникам, таким как врачи, педагоги. К сожалению, такая политика самих банков. Исходя из этого принято волевое решение главы и исполнительной власти республики по долевому строительству для бюджетников плюс прямое поручение главы республики предусмотреть муниципальный оборотный жилой фонд в этом доме. То есть 5-10 квартир должны принадлежать городу на условиях необходимости специалистов с возможностью передачи в течение 5-10 лет этого жилья в собственность.

Еще до встречи с главой государства Алексей Маратович давал поручение непосредственно правительству прорабатывать вопрос софинансирования городом.  Я уверен, что данное поручение будет выполнено, безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть механизмы, через которые можно это реализовать. Более того, есть интерес у городской администрации, которая сейчас прорабатывает как подойти к решению этой проблемы, потому что, не смотря на то, что в городе у нас вроде бы неплохая укомплектованность медкадрами, но по факту здесь большой дефицит врачей, у нас много специалистов преклонного возраста, а скамейки запасных, смогущих завтра заменить, подменить у нас, к сожалению, нет. Эти вопросы архисложные и архиважные для города.

– Все эти и другие вопросы прозвучали и в ходе спецпроекта нашей интернет-газеты «Глава-онлайн». Нам было бы небезынтересно узнать ваше мнение, возможно и замечания?

– Я «прямую линию» главы смотрел от начала до конца. Как и любое мероприятие такого масштаба, мы понимаем, что это требовало очень длительной подготовки, может быть, даже какой-то режиссуры.  При всем при этом мне понравилось. До этой трансляции, которая широко была анонсирована, к сожалению, слышал такие высказывания: ну что смотреть спектакль? Вопросы будут очень удобные, на которые у Орлова будут заготовленные до последней запятой ответы. Это будет спектакль, смотреть его смысла нет. Просмотрев всю онлайн-трансляцию, я понял, что среди вопросов, которые прозвучали, были-то не очень удобные. Не было, конечно, таких конфликтных, понятно, что какие-то оппоненты не пошли на эту встречу, хотя я сам лично наблюдал, что вход был свободный, не было какого-то фильтра, цензуры. Некоторые вопросы были очень наивные, но даже по ним было видно, что вопросы у людей неподготовленные, а вот так вот что он подсчитал важным для него, то и задал. Да с точки зрения чиновника, может быть, эти вопросы кажутся наивными, но в тоже время – это лишнее подтверждение того, что не все было режиссировано. Вопросы были неудобные, на которые, может быть, глава не хотел отвечать, потому что помимо разъяснений, он признавал недоработки.

Мне в этом контексте «прямая линия» понравилась. Я полтора года на этой должности, у меня есть возможность, может быть несколько субъективно, но сравнивать ситуацию. Может быть, я плохо разбираюсь в сельском хозяйстве, не понимаю в строительстве, но я очень неплохо разбираюсь в здравоохранении. Я понимаю, извините за каламбур: здравоохранение Калмыкии больно. Больно тяжело. У нас есть проблемы с демографией, мы не прячем это где-то за спиной. В основе этих проблем есть объективные и субъективные факторы. Конечно, они зависят от социально-экономического состояния региона. За всеми этими проблемами стоит, грубо говоря, рубль. Без денег проблема не решается и как снежный ком нарастает и в конечном итоге мы получаем некий гордиев узел, который надо радикально решать. Взять и разрубить. Я по своей специальности хирург и понимаю, что та болезнь здравоохранения, которая у нас есть, она требует радикальных мер.

К сожалению, не все мои коллеги это понимают, но есть поддержка в этом вопросе главы республики. Понимаете, на сегодня есть проблемы организационного плана, а есть чисто субъективные личностные проблемы, зацикленные где-то на конкретном человеке, может быть на управленце. И в этой ситуации хоть я и сторонник жестких мер, но в каждой конкретной ситуации мы пытаемся объяснить, стараемся совместно решить проблему. И когда человек не понимает обращенную к нему речь, призывы, а порой приказы отраслевого министерства, с такими людьми приходится прощаться. Да, это вызывает определенный резонанс в обществе. Всегда вызывает противодействие со стороны этого человека. Но при всем при этом те кадровые решения, которые глава республики принял, на мой взгляд, показали, их правильность. В каждом случае глава принимал решения взвешено. Это не было кампанейщиной. Зашел министр и сказал: Алексей Маратович, давайте этого уволим. Нет, глава приглашал и меня, спрашивал мнения Председателя Правительства РК, обязательно мнение отраслевого министра и только после этого, имея еще свою дополнительную информацию, в том числе и из таких вот обращений граждан, принимал решения. И эти решения, на мой взгляд, позитивно сказались на работе лечебных учреждений.

Те проблемы в здравоохранении, которые были озвучены во время «прямой линии» «Степных вестей», опять же связаны с финансированием. Не смотря на то, что бюджет у нас социально ориентированный, надо понимать, что большая часть идет на зарплату.  Дополнительные вопросы, а социалка это та сфера, которая прямой отдачи от финансирования не дает в отличие от сельского хозяйства или промышленности. Это некая затратная статья бюджета, которую мы обязаны финансировать. Эти обязательства продиктованы и региональными и федеральными законами. Отмахнуться от них мы не можем, другое дело, что возможности нашего регионального бюджета ограничены. И сделать какую-то выборку, коллеги, давайте это не будем финансировать, а все деньги отдадим на эту программу и закроем ее на среднесрочную перспективу, мы не можем. Федеральное законодательство обязывает нас финансировать все наши социальные обязательства. Объемы финансирования по каждому вопросу, конечно же, оставляют желать лучшего.

Я уже упоминал Координационное совещание, которое провел глава республики. Так вот на нем было принято очень серьезное решение и поверьте, его реализация, по крайней мере, в правительстве, Минфине и Минздраве республики, потребует значительных усилий. Глава потребовал профинансировать из ресбюджета льготное лекарственное обеспечение как минимум на две трети от потребности, которая составляет примерно около 330 млн рублей.  Причем эта цифра может измениться в разы, равно как увеличиться, так и уменьшится. Все обязательства, о которых я говорю, выполняются по поручению главы и все они финансируются из ресбюджета. Найти дополнительно 83 млн рублей, мы апеллируем цифрами 210-220 млн, это проблема. Надо пересматривать и перекраивать практически весь бюджет и все те изменения, которые мы приняли по полугодию. Весь тот плюс, который мы изначально рассматривали на другие не менее важные цели, сейчас пересматриваем для того, чтобы выполнить распоряжение главы. Мы их однозначно выполним, но есть сложности, начиная с организационных вопросов, поскольку нужно вносить изменения в график проведения торгов. Минздрав РК должен объявить и затем провести торги и только после этого, а на это уйдет 40 дней, можно будет говорить о результатах. Между тем год-то кончается, поэтому все надо делать как можно быстрее. Минфину надо уточниться, где взять эти деньги, и не просто взять, но и предусмотреть финансирование этих лимитов. Будет некрасиво, если мы проторгуемся, нам привезут лекарство, а мы не проплатим. Так что вопрос этот достаточно серьезный, требующий усилий от всех ветвей власти. Надеюсь, это будет выполнено.

Более того, это не неоднократная акция по итогам встречи с Президентом России, и не только на этот год, а необходимо будет предусмотреть в бюджете 2018 г. не меньше 2/3 от запланированного финансирования.

Если мы как-то пытаемся и удерживаем ситуацию с тем финансированием, которое у нас есть на сегодня, конечно, это заслуга не только отраслевого министерства, но и менталитета нашего населения, которое очень терпеливо. Понимающее и грамотное, люди понимают, что ситуация продиктована не каким-то ежесекундным хотением или нехотением министра здравоохранения, премьера или главы республики, а именно экономической формацией. В этом аспекте, конечно, то финансирование, которое мы сейчас перераспределяем, значительно снизит тот накал в этой сфере. Конечно, всех проблем не решит.

– Скажите, а те льготники, которые отказались от лекарственной составляющей Набора социальных услуг, также выпадают и из этого финансирования?

– Нет, мы не можем апеллировать только той категорией граждан, которые остались в программе. На сегодня их больше 6-ти тысяч, а в целом по республике людей, имеющих право на получение льгот по данному направлению свыше 30 тысяч. Каждый человек ежегодно имеет право отказаться или вернуться в программу, поэтому та расчетная часть, о которой я вам говорил, это с расчетом на 30 тысяч льготников. Помимо них еще очень большой пласт льготников идет по социально-значимым заболеваниям и по семи затратным нозологиям, которые финансируются за счет федеральных денег и очень серьезно мы их поддерживаем из ресбюджета. Помимо них, у нас в реестре значатся 11 человек, семеро детей и четверо взрослых, с редкими, орфанными заболеваниями. Потребность только на этих 11 пациентов составляет порядка 115 млн рублей, а это треть всей суммы по расчету.

– Они будут обеспечиваться лекарствами через госаптеки?

– Да, через аптекоуправление у нас будет проходить вся программа льготного лекарственного обеспечения по всем направлениям. Непосредственно для наших льготников будет одно понимание, что все льготные рецепты они будут отоваривать только в аптеках Аптечного управления.

По той программе, которую мы перед собой ставили при организации Аптечного управления, льготник вне зависимости от муниципальной прописки при необходимости сможет получить свой препарат в любой аптеке Аптечного управления.

– Очевидно, установите контроль за расходованием этих средств?

– Контроль за реализацией этого проекта будет жесткий. Мы однозначно будем просить помощи и у контролирующих, и у правоохранительных органов, чтобы исключить все возможные инсинуации на тему проведения торгов и т. д, чтобы все было адресно, чтобы комар носа не подточил, не единая тень на реализацию этого распоряжения не легла. Я считаю, вопрос настолько серьезный, что даже малейшие нарушения недопустимы.

В том числе покупка 5 тыс. парт. К сожалению, мы столкнулись с некой недоработкой муниципалитетов, когда они подавая заявки не учли все количество учащихся, свой библиотечный фонд. Они, может быть апеллируя устаревшими сведениями, подали устаревшую информацию. Не знаю, чем они руководствовались, но когда уже заказали новые учебники и начали раздавать, оказалось, что этих учебников недостаточно. Они изначально дали неверную информацию. Эти просчеты, конечно же, объясняются, но речь идет не о 1-4 классах, а о старших, где количество учеников остается прежним.

Вторая составляющая пресловутый человеческий фактор, где-то кто-то не доработал, в результате, заявку приняли за основу и просчитались. получилась очень значительная цифра.

Кроме того, буквально летом приказом Минобрнауки РФ в стандарт образования был введен такой предмет как астрономия. Учебники астрономии стали обязательными, а мы их в заявке не учли. А это тоже значительная цифра, пришлось скорректировать заявку с учетом этого учебника и плюс тех обращений, которые были во время прямой линии.

Но эту проблему обеспечения учебниками калмыцкого языка мы уже знали давно и работали над ней. Сейчас все эти вопросы утрясены, министр образования докладывал, что к 1 сентября по основным учебникам вопросы будут решены, а до конца сентября – с учебниками калмыцкого языка.

– По вымоганию денег на приобретение парт ситуацию проверили?

– По обращению Якуповой факты подтвердились. Административные последствия – это уже мера ответственности учредителя, администрации города. По представлению министра образования будут сделаны оргвыводы. Оставить этот факт без последствий мы не можем. Какие оргвыводы, это уже на уровне управления образования решается. К сожалению, 12-ая школа города не первый раз прозвучала в таком негативном аспекте, поэтому сложно комментировать. Это все-таки мера ответственности Минобрнауки РК, администрации г. Элисты.

В то же время все мы прекрасно понимаем, что это не причуды классных руководителей, которые стали заложниками ситуации. Думаю, специалистам виднее, они более детально разберутся в этом, но оргвыводы последуют.

Фото Николая Бошева