Республика получит дополнительные деньги из центра по линии Ростуризма в рамках межрегионального направления, создание которого предложили чиновники РТ
В Сети был опубликован проект концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019—2025 гг.). Программа является продолжением уже существующего проекта по поддержке российского турбизнеса на 2011—2018 годы, правда, на этот раз в больших масштабах. В новую программу в качестве привлекательного региона для туризма в рамках направления «Волжский путь» вошел и Татарстан. Подробности — в материале «Реального времени».
«Волжский путь» Сергея Иванова вошел в федеральную программу
Опубликован проект концепции федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019—2025 гг.). Из нового, утвержденного премьер-министром России Дмитрием Медведевым документа следует, что Татарстан включили в перспективное туристическое направление «Волжский путь», который ориентирован на речные круизы с культурно-познавательными программами регионов-участников. А их, к слову, более 10. Помимо Татарстана это Самарская область, Ульяновская, Чувашия, Марий Эл, Нижегородская, Пензенская, Саратовская области, Башкортостан, Пермский край и другие.
На текущий момент федеральное финансирование в виде субсидий выделяется по программе ФЦП 2011—2018 годов. Но Татарстан в нее не попадает. К примеру, в 2018 году финансирование утверждено только на 15 субъектов РФ на общую сумму 3 млрд 282 млн рублей и республики в их числе нет.
Предварительный объем финансирования по новой программе на «Волжский путь» на 2019—2025 годы определен в размере 42,9 млрд рублей, 10,7 млрд из которых составляют федеральный бюджет и 2,6 млрд — средства бюджетов субъектов и местных бюджетов. Основная ставка делается в первую очередь на внебюджетные источники — они по предварительным прогнозам должны принести 29,5 млрд рублей.
Татарстан в создании направления «Волжский путь» играл одну из ключевых ролей. В Казани представителей регионов ПФО на Волге комитет по туризму собирал для обсуждения еще в апреле прошлого года, а в конце 2016 по инициативе Госкомитета по туризму РТ на V международном культурном форуме в Санкт-Петербурге было подписано соглашение о создании нового туристического маршрута «Великий Волжский путь». Уже в октябре этого года Сергей Иванов в редакции «Реального времени» рассказывал о том, что по направлению продуманы первые варианты туристических маршрутов.
Сейчас известно, что туристический маршрут «Великий Волжский путь» будет открыт осенью этого года. «Осенью по нему первые школьные группы какие-то уже поедут. Казань — Йошкар-Ола — Чебоксары либо Казань — Ульяновск — Самара; Нижний Новгород — Чебоксары — Казань или Киров — Йошкар-Ола — Казань. Вот такие маршруты уже проработаны», — рассказывал Иванов.
Свою победу в Госкомитете пока никак не комментируют, вероятно, готовятся к масштабной презентации.
Туроператорам помогут, но вопрос с визой останется
На всю федеральную программу ориентировочно рассчитано 615,1 млрд рублей, где 170,8 млрд — федеральный бюджет, 16,4 млрд — региональный, а 427,9 млрд рублей — внебюджетные источники. Федеральные деньги распределятся в первую очередь на субсидии туроператорам — это 96 млрд рублей — и на софинансирование капитальных затрат — это еще 58 млрд рублей. Ростуризм предполагает, что выделенные для развития туризма средства, будут предоставляться как помощь по уплате кредитов и займов, взятых на развитие туристских кластеров, для оснащению туристских комплексов и приобретения круизных судов и туристских автобусов в рамках программы. Субсидии также получат туроператоры, обеспечивающие турпоток на приоритетных направлениях, в том числе и с целью снижения стоимости турпакетов в низкий сезон и для социально-уязвимых категорий граждан. Затронет финансовая помощь и общественные и предпринимательские инициативы — на проекты по развитию объектов туристских инфраструктур Ростуризм предлагает выдавать гранты.
По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Ильи Уманского, практика господдержки турбизнеса в других странах распространена. В качестве примера он привел Турцию, где государство субсидирует рекламные расходы туроператоров на привлечение туристов в страну и расходы на транспорт.
— Эти субсидии бывают либо по «головам» — за привезенных туристов выплачивается некая сумма, либо компенсируется часть расходов на простой кресел. Методы разные, но это абсолютно работающая история и, наверное, неплохо было бы нам тоже ее использовать, — считает эксперт.
Ростуризм прогнозирует, что к 2025 году совокупный туристский поток вырастет до 93 млн человек, причем 71% роста турпотока покроют иностранцы. В общем объеме 45% туристов составят граждане стран дальнего и ближнего зарубежья. Сейчас на иностранных туристов приходится примерно одна треть российского турпотока. Остальные 55% по плану чиновников к 2025 году «закроют» жители России, путешествующие внутри страны.
Однако одной из основных сложностей с привлечением иностранных туристов эксперты называют визовый режим. Илья Уманский из АТОР констатирует, что в случае его изменения на облегченный вариант, турпоток из-за рубежа несомненно бы вырос. Но, по его словам, в ближайшее время на это рассчитывать не приходится.
— Это большая проблема. Она самая, что ни на есть, основная. Понятно, что еще есть вопросы, касаемо имиджа государства и восприятия безопасности, но визовая проблема, конечно, одна из самых острых. Но ее решение, к сожалению, лежит не в плоскости властей, занимающихся туризмом. Это традиционная история паритета и зеркальности мер. Если какое-то государство по отношению к России использует визовый режим, то Россия в ответ использует зеркальные меры. Это вопрос МИДа, и вряд ли в ближайшее время здесь стоит рассчитывать на какие-то изменения, — говорит Уманский.
Даст ли госпрограмма Татарстану новых туристов?
«Комплексным результатом реализации программы к 2025 году станет возможность увеличения доли туризма в ВВП Российской Федерации до 4,95%, что будет обеспечивать вклад туризма в ВВП в размере 6,427 трлн руб.», — говорится в пояснительной записке к документу. Сейчас проект концепции ФЦП и размеры финансирования находятся в процессе согласования.
Отдельно в предложенной Ростуризмом программе дан предварительный перечень инвестиционных проектов по созданию туристических кластеров. В Московской области предлагают поддержать реализацию кластера «Русская Палестина», в Крыму — кластер «Гурзуф», а в Калмыкии — «Путешествие в страну Бумба». Всего пока этих проектов 15, позже они будут дополнены еще несколькими кластерами, которые разрабатываются по поручению правительства (в Арктике и Новгородской области) и финалистами специально запущенного конкурса, участие в котором по предварительным оценкам примут 57 субъектов России с более 100 проектами по созданию кластеров. Будет ли принимать участие в конкурсе Татарстан — пока неизвестно. Оперативно предоставить комментарий в Госкомитете по туризму РТ не смогли, поскольку его председатель Сергей Иванов на данный момент находится в отпуске.
В Татарстане туристическую отрасль развивают в рамках своей программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014—2020 годы». 2016 год Сергей Иванов характеризовал как успешный. Правда, цифры скромные. В начале 2017 года Иванов отчитался, что за 2016 год турпоток в Татарстан вырос на 7,5% до 2,9 млн человек. Иностранных туристов в 2016 году в республике было всего 250 тысяч — это гости из Турции, Китая, Германии, КНДР и Индии.
С учетом других госпрограмм республики в прошлом году на туризм в РТ было выделено 87,8 млн рублей — почти на 21% больше, чем в 2015 году. А получила оборот отрасль туризма, по заявлениям Иванова, без учета смежных областей в 19,5 млрд рублей. Насколько существенной окажется федеральная помощь в рамках ФЦП по направлению «Волжский путь» для Татарстана — покажет время.