С 1 марта вводится запрет на экспорт бензина из России сроком на полгода. На таком решении настаивает заместитель председателя правительства РФ по вопросам ТЭК Александр Новак. Предложение поддержал глава кабинета министров Михаил Мишустин.

Основной аргумент – в стране наступает сезон повышенного спроса на топливо, в связи с чем необходимы предупредительные меры по сдерживанию цен на бензин. Снижение экспорта всех видов бензина приведет к насыщению внутреннего рынка, что простимулирует существенное снижение цен на данный тип ГСМ для наших автовладельцев.

Экспортные ограничения не коснутся поставок по уже заключенным и согласованным контрактам – со странами ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия), Монголией, Узбекистаном и Южной Осетией с Абхазией.

Ситуацию прокомментировал эксперт информационно-аналитического центра ИнфоТЭК, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Он, в частности, отметил, что объем производства автобензинов в России, в зависимости от года, на 10-12% превосходит объем внутреннего спроса. То есть технически нужды в запрете на экспорт автобензинов нет. Но запрет даст гарантию, что все объемы, которые шли на экспорт, совершенно точно развернутся на внутренний рынок.

Главный риск сейчас — это затоваривание. Но этот риск на порядок (то есть в десять раз) ниже, чем был осенью 2023 года, когда действовал запрет на экспорт дизельного топлива. Тогда парировать риск начали за счет быстрого ввода экспортных послаблений для производителей моторных топлив. В текущей ситуации запрет можно будет частично снять, если для НПЗ возникнут угрозы.

Что касается дизельного топлива, то запрет на него, судя по всему, не вводится, так как внеплановые ремонты не могли даже теоретически снизить надежность поставок. Производство в два раза превосходит внутренний спрос. Однако, учитывая рост котировок дизельного топлива (примерно на 7 тыс. рублей за тонну) с начала февраля, полностью исключать введение запрета и на этот вид топлива не стоит.