Эксперт Общественного штаба по наблюдению за выборами в Калмыкии Майя Ланцынова подчеркнула особенность мониторинговой работы: общественный контроль давно вышел за рамки дней голосования и действует весь период подготовки и проведения выборной кампании, охватывает деятельность избирательных комиссий, политических партий, кандидатов и других участников избирательного процесса. Акцент она сделала и на сути «золотого стандарта» общественного наблюдения.   

– Выборы близко – до главного политического события 2024 года, выборов президента России, остается чуть больше недели. Голосование будет проходить в течение трех дней, с 15 по 17 марта. 

На днях ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) опубликовала тематический доклад «Общественное наблюдение на выборах президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики». 

Кроме основного вывода – система общественного наблюдения готова к предстоящим федеральным выборам, в нем немало интересного не только для электоральных специалистов и наблюдателей, но и для избирателей. Это наиболее актуальные и эффективные практики мониторинга выборов в регионах, подробности про обновленный «золотой стандарт» общественного наблюдения за процессом голосования. С экспертными мнениями об институте общественного наблюдения познакомиться тоже стоит. 

Что сегодня важно для государственной власти на всех уровнях? Обеспечить все условия для того, чтобы голосование прошло свободно. Гарантией этого является контроль за соблюдением законности и прозрачности хода выборов со стороны представителей институтов гражданского общества. Обеспечить независимый контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, ходом голосования и подсчетом голосов призвано общественное наблюдение. 

В сфере внимания общественного наблюдения – мониторинг избирательного процесса на избирательных участках и голосования вне помещения для голосования, видеонаблюдение в центрах общественного наблюдения, очное и дистанционное наблюдение за ДЭГ. А также широчайший круг дополнительных инструментов быстрого реагирования, позволяющих не только зафиксировать спорную ситуацию, но и оперативно определить ее правовой статус.   

Созданные во всех регионах России штабы общественного наблюдения координируют действия общественных наблюдателей на территориях субъекта РФ. В масштабах страны централизующую роль выполняет Координационный совет по общественному контролю за голосованием, этот совет создан Общественной палатой РФ. 

Единый подход к организации электорального контроля за обеспечением избирательных прав граждан сформулирован в «золотом стандарте» общественного наблюдения. Это, надо отметить, постоянно обновляющийся документ, потому что совершенствуются методы наблюдения, появляются новые технологии проведения выборов, новые практики, инструменты. Многие инновационные практики со временем становятся правовыми нормами. Это позволяет обеспечить эффективный контроль за такими новыми формами волеизъявления, как, к примеру, дистанционное электронное голосование. 

Общественный контроль давно вышел за рамки дней голосования и действует весь период подготовки и проведения выборной кампании, охватывает деятельность избирательных комиссий, политических партий, кандидатов и других участников избирательного процесса. Информацию, поступающую в ходе контроля, оценивают не только эксперты-общественники, но и профессиональные юристы, представители научного сообщества, обладающие высочайшей квалификацией, и СМИ, – отметила эксперт. 

Фото из архива редакции