Почему в аграрной Калмыкии самый высокий тариф на электроэнергию для предприятий?

В свое время ленинский «План ГОЭЛРО» сыграл судьбоносную роль для молодого советского государства, в рекордный срок осветив лампочкой Ильича всю страну и связав воедино ее электрические сети. Спустя сто лет электроэнергетика в России по-прежнему играет ключевую роль в экономике страны, но государство в этой отрасли уже совсем не рулевой, как это было вначале. На смену социалистической экономике пришли рыночные отношения, которые диктуют свои правила игры, суть которой сводится к правилу: за все нужно платить реальную цену. И электричество – такой же товар, как и хлеб в магазине, за который потребителю приходится отдавать свои деньги. Но всегда ли цена киловатта адекватна и справедлива? Увы, нет.

К примеру, в Калмыкии, где, в отличие от соседних регионов нет больших производственных мощностей, по этой причине сформировались чрезвычайно высокие тарифы на электроэнергию для юридических лиц и субъектов предпринимательской деятельности. Это весьма пагубно сказывается на экономике региона и его инвестиционной привлекательности. Между тем в непосредственной близости от нас по территориальному признаку и в плане уровня развития экономики находятся республики Северного Кавказа, которые, однако же, давно входят в число регионов, покупающих электричество у производителей по льготной цене. Очевидно, что по отношению к нам это нечестно: на старте все были равны, но в итоге кому-то повезло больше, чем нам.

Данную проблему давно обсуждают в республике – на уровне правительства, с общественных трибун, в предпринимательском сообществе. И все эти годы власти Калмыкии апеллируют к федеральному центру, стремясь отстоять интересы региона и его жителей. К сожалению, пока безуспешно. Но не зря говорят: вода камень точит, а потому надо продолжать и далее всеми возможными способами пытаться переломить ситуацию в нашу пользу.

Очередная попытка найти пути решения злободневной проблемы была предпринята депутатами Народного Хурала. Напомним, в сентябре на 30-й сессии калмыцкого парламента в рамках «правительственного часа» перед депутатами выступил член Совета Федерации ФС РФ Алексей Майоров, к которому они обратились с просьбой о содействии в решении этой актуальной проблемы. Сенатор доложил о работе, проводимой им совместно с руководством республики, по лоббированию в федеральных властных структурах вопроса о включении Калмыкии в число регионов, на которых распространяются льготные тарифы на электроэнергию.

В развитие этой темы на ноябрьской сессии Народного Хурала в рамках «парламентского часа» состоялась дискуссия на тему: «Пути и возможности достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии в Республике Калмыкия». Депутаты заслушали выступления руководителя Региональной службы по тарифам РК Светланы Доногрупповой и заместителя генерального директора – директора филиала ПАО «МРСК Юга» – «Калмэнерго» Тимура Алаева, которые обрисовали ситуацию, сложившуюся на энергетическом рынке страны, Юга России и в этом контексте в Калмыкии. При этом компетентные лица высказали свое видение относительно решения проблемы высоких тарифов для юридических лиц и субъектов малого предпринимательства в нашей республике.

Как отметила Светлана Доногруппова, на протяжении нескольких лет в Калмыкии, как и в целом по РФ, действует определенный регуляторный механизм защиты населения и его социальной поддержки – постоянно действующий порядок предоставления компенсации затрат граждан на коммунальные услуги на основе ограничения роста соответствующих тарифов не выше установленных законодательством того или иного региона предельных норм.

В соответствии с указом Главы РК от 29 ноября 2016 года «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Республики Калмыкия на 2017 год» совокупная плата граждан за газ, электроэнергию, другие коммунальные услуги в среднем по республике в течение текущего года вплоть до июня 2018-го не должна вырасти более чем на 3,5%. А с учетом предельно допустимого отклонения по муниципальным образованиям прирост платы граждан в отдельных муниципальных образованиях не может быть выше 5,6% (3,5%+2,1%). Во исполнение данного решения в республиканском бюджете предусмотрены средства на финансирование расходов, связанных ограничением роста тарифов.

Руководитель РСТ проинформировала о том, что в конце октября вышло постановление правительства РФ, которым утверждены предельные индексы на 2018 год – в среднем по стране ограничение в 4% сохраняется, а Республике Калмыкия рекомендовано максимально допустимый прирост платы граждан за услуги ЖКУ установить на уровне 3,5%, то есть на уровне  2017 года.

Таким образом, для такой категории потребителей коммунальных услуг, как население, в Калмыкии ситуация обстоит более-менее благополучно. Во всяком случае, тариф на электроэнергию для жителей нашей республики, по сравнению с соседними регионами ЮФО, не самый высокий: у нас он составляет 4,38 руб., а в Астраханской области, к примеру, – 4,53 руб. Дешевле, чем у нас, электричество для граждан стоит в Волгоградской области (4,02 руб.) и Ростовской, где, кстати, введена социальная норма – она установлена на уровне 3,72 руб. (если потребитель расходует больше, то тариф автоматически увеличивается до 5,19 руб.).

Что касается прочих потребителей, а здесь имеются в виду организации и предприниматели, то в отношении них тарифы государством не регулируются, соответственно для них не предусмотрено никаких поблажек. В Калмыкии же тариф для «прочих», на низком напряжении, – самый высокий по Южному федеральному округу. Каковы причины столь высокой конечной цены для данной категории потребителей?

По словам Светланы Доногрупповой, в первую очередь, это большая протяженность республики, на которой разбросано энергетическое оборудование, и содержание такого большого электросетевого хозяйства требует больших затрат. Кроме того, сказывается удаленность населенных пунктов друг от друга, низкая плотность населения, отсутствие  промышленных предприятий, крупных агрокомплексов, из-за чего полезный отпуск электроэнергии и ее потребление у нас довольно низкие в сравнении с другими субъектами РФ. Да даже если сравнивать сегодняшнее потребление региона с тем, которое в Калмыкии было раньше, картина красноречивая: в 1980-х годах оно доходило до полутора миллиардов киловаттчасов, а в настоящее время – только треть от того объема.

Тариф – это затраты, деленные на полезный отпуск, пояснила докладчик. Соответственно, чем выше затраты и ниже знаменатель (полезный отпуск), тем выше тариф. Еще немаловажный фактор в тарифной нагрузке – это перекрестное субсидирирование, то есть перекладывание нагрузки с одной группы потребителей на другую. У нас всего две группы – население и «прочие». Население у нас защищено государством, по его оплате действуют предельные индексы, поэтому вся нагрузка, которая снимается с населения, перекладывается на вторую группу.

Не надо забывать и о том, что у нас и потребление очень сложное – из-за того, что в промышленности и сельском хозяйстве большого потребления нет, население в удельном весе потребления практически сравнялось с объемами в других группах. То есть более 50% занимает население, которое, как уже было сказано, льготное. Плюс еще на сельское население распространяется понижающий коэффициент 0,7 – оно платит на 30% меньше, чем городские жители. В результате суммы расходов, порядка 300 млн рублей ежегодно, перекладываются на «прочих».

Далее руководитель РСТ привела подробный расклад относительно оптовой цены электроэнергии, и почему в Калмыкии она самая высокая из всех субъектов ЮФО. «С  1 января 2011 года отпускные тарифы на электроэнергию на федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ) стали отпускаться по нерегулируемым государством ценам. Этот тариф меняется каждый месяц. Если в 2015-2016 годах колебания цен для регионов ЮФО были от 8 до 10%, то 2017 год очень сложно начался для нашего округа. В феврале текущего года произошел резкий скачок – отпускная цена, по которой поставщики покупают энергию, в ЮФО увеличилась от 117% до 135%. Естественно, он отразился на розничной цене для юрлиц – в Калмыкии рост ее составил 11%, в Краснодарском крае – от 12% до 13%», – сказала она.

Естественно, такую ситуацию власти Калмыкии не могли продинамить. Были обращения и в Минэнерго, и Совет ФОРЭМ с просьбой объяснить ситуацию. Как следовало из их ответов, повышение связано с необходимостью выровнять тариф на Дальнем Востоке по отношению к среднероссийскому. В итоге там-то выровняли, а у нас это проявилось  гигантским скачком в оптовой цене, и без того обременительной.

Какие пути решения данного вопроса? Как отметила Доногруппова, для снижения оптовой цены на ФОРЭМ для Калмыкии руководство республики обратилось к президенту страны Владимиру Путину с просьбой включить наш регион в особый перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков. Такой документ есть, перечень сформирован в 2010 году для северокавказских республик, приближенных к зоне военных действий. Прошло уже семь лет, и перечень постепенно меняется. В феврале 2013-го в него была включена Республика Тыва, а совсем недавно, в сентябре текущего года, к регионам-льготникам добавилась и Республика Бурятия – территории, совершенно далекие от Северного Кавказа.

Глядя на это, правительство Калмыкии точно так же обратилось к федеральному центру с просьбой и нашей республике снять тарифную нагрузку с оптовой цены, что повлияет на тарифы для прочих потребителей – юрлиц, КФХ, бюджетные организации. В данном вопросе органы исполнительной власти поддержал сенатор от Калмыкии Алексей Майоров – он сделал запрос в уполномоченные заниматься этим вопросом федеральные структуры. Первый, кто откликнулся – Федеральная антимонопольная служба, которая подтвердила, что объемы потребления Калмыкии настолько мизерные, что они не сильно повлияют на цены ФОРЭМ, и поддержала инициативу о включении республики в особый перечень. На очереди – согласование с федеральными министерствами энергетики и экономического развития и торговли.

Но помимо оптовой цены еще одной составляющей конечного тарифа для потребителей является цена на услуги по передаче электроэнергии. На эту величину влияет, как уже говорилось выше, большая протяженность территории, отсутствие большого объема полезного отпуска энергии и т.д. По мнению Светланы Владимировны, выход здесь видится в реализации проекта постановления федерального правительства, который подготовило ФАС России и Министерство энергетики РФ. В нем утвержден порядок обеспечения равенства для всех потребителей услуг, расположенных на территории более одного субъекта РФ, регулируемых цен на услуги передачи по электрическим сетям. Компанией, которая обслуживает субъекты ЮФО, является ПАО МРСК Юга. Если расходы этого поставщика поделить на весь полезный отпуск, приходящийся на регионы округа, тариф по транспортировке электроэнергии значительно уменьшится. Во всяком случае, в Калмыкии он точно упадет.

Поскольку этот вопрос охватывает интересы несколько регионов, главное условие в этом проекте постановления – согласование с высшими должностными лицами означенных субъектов Федерации. Вопрос, можно сказать, политический, он требует политической воли руководителей регионов и федерального центра. Но игра стоит свеч. В результате реализации вышеуказанных мер появится возможность существенно снизить действующие тарифы, тем самым значительно улучшить инвестклимат в Калмыкии. Именно поэтому в его решении власти Калмыкии надеются на поддержку парламентариев республики и Южно-Российской парламентской ассоциации, заключила докладчик.

В свою очередь директор филиала МРСК ЮГА- Калмэнерго Тимур Алаев в своем докладе остановился на технической стороне вопроса. Он рассказал о том, из чего формируется тариф на электроэнергию, с позиции сетевой организации, той, что доставляет электроэнергию до конечного потребителя. Этих составляющих четыре. Первое – цена электроэнергии, ее формирует оптовый рынок, второе – услуги федеральной сетевой компании по транспорту электроэнергии, третье – услуги ПАО МРСКА Юга, в частности, Калмэнерго по транспортировке от генератора до конечного потребителя. И четвертая составляющая – услуги энергосбытовой организации.

Максимальный удельный вес в величине тарифа занимают услуги по покупке электроэнергии и ее транспортировке. Для примера докладчик привел тарифы на низком напряжении для потребителей мощностью до 150 кВт за февраль-июль 2017 года в разрезе регионов ЮФО. Тариф на услуги по передаче э/энергии в Калмыкии на 67% выше, чем в Астраханской области, на 45% , чем в Ростовской области, и на 3% чем в Волгоградской области. Это та необходимая валовая выручка, на которую существует ПАО МРСК-Калмэнерго.

При этом по расходам на содержание одной единицы оборудования,  согласно мониторингу ФАС России, калмыцкий филиал МРСК Юга, по словам его руководителя, является одним из самых эффективных. Расходы Калмэнерго здесь в три раза ниже среднего значения по РФ. А уровень операционных подконтрольных расходов на одну условную единицу у энергетиков степного региона в 1,6 раза ниже, чем в среднем по России.

Тимур Алаев, как и предыдущий докладчик, упомянул о потребляемых Калмыкией мощностях в конце прошлого столетия – 1,5 млрд киловаттчасов. Однако он обратил внимание на то, что с тех времен у калмыцких энергетиков осталось то же самое оборудование, те же самые линии, та же самая трансформаторная мощность – все это осталось на том же уровне.

«Мы сейчас готовы пропускать через свои сети и присоединять к сетям новых потребителей с объемом потребления до 2-2,5 миллиардов киловаттчасов. Сегодня мы потребляем около 500 млн киловаттчасов. Соответственно затраты, это необходимая валовая выручка компании, распределяется на существующие полмиллиона, а не на потенциальные полтора миллиарда и более. Если бы мы смогли показать инвестиционную привлекательность региона, которые бы обеспечили нам увеличение полезного отпуска электроэнергии по году, то тариф бы намного снизился, хотя бы в части затрат по Калмэнерго», – отметил Тимур Улюмджиевич.

По его словам, математика тут простая: чем больше будет в республике крупных потребителей, чем больше они будут потреблять мощностей, тем больше на один киловаттчасов будут затраты на ремонт и обслуживание сетей, строительство новых и т.д. Однако это удешевит оптовую цену электроэнергии для потребителей. Как отметил Алаев, у их компании есть определенные прогнозы на будущее, с учетом того, что за последние два года благодаря договоренности правительства РК с КТК-Р консорциум несколько сбалансировал объем потребляемой регионом электроэнергии. Но все равно это не те объемы, которые им хотелось бы иметь.

В отношении предпринимаемых Калмэнерго мер для решения проблем тарифного регулирования руководитель компании отметил следующее. Во-первых, по инициативе МРСК Юга и правительства республики направлено обращение в федеральное правительство об отнесении Калмыкии в другую ценовую категорию для итого, чтобы удалось снизить в конечном тарифе потребителю нерегулируемые цены ФОРЭМа, сократить расходы на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь необходимой валовой выручки сетевой организации, что позволит в итоге позволит снизить услуги по передаче электроэнергии. Во-вторых, вынесен вопрос о проведении дополнительной эмиссии акций МРСК Юга с целью снижения долговой нагрузки филиала Калмэнерго и инвестирования средств на снижение потерь электроэнергии в регионе, фактический уровень которого в 2014-2016 годах составлял порядка 30%.

«В случае, если удастся реализовать план развития, который мы с правительством разработали, то, в принципе, с получением финансовой помощи МРСК Юга с учетом допэмиссии, мы выйдем в 2020 году на безубыточность. Соответственно в десятки раз сможем увеличить свою инвестиционную программу для того, чтобы модернизировать сетевое хозяйство», – обозначил перспективы директор филиала МРСК Юга.

Со стороны правительства республики, по словам Тимура Алаева, они видят необходимость в принятии мер по предоставлению субсидии на ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетики в целях предотвращения роста тарифов на 2018 год и последующие годы, обеспечение принятия тарифов на услуги по передаче электроэнергии на экономически обоснованном уровне. Кроме того, энергетики ожидают, что кабмином будет продолжена работа по погашению просроченной задолженности и обеспечению 100%-ной оплате текущих платежей бюджетных потребителей и предприятий ЖКХ. Совместная работа в этом плане постоянно ведется, подвижки есть, подчеркнул докладчик.

От имени депутатов Народного Хурала и предпринимательского сообщества, интересы которого она в нем представляет, общее мнение по обсуждаемому вопросу выразила Татьяна Ункова. По ее словам, необходимо всеми миром навалиться на решение проблемы, связанной с критично высокими тарифами на электроэнергию для потребителей Калмыкии, и добиться от федерального центра принятия решения о включении республики в льготный перечень. «Коридор мы видим, по которому нужно сейчас идти», – подытожила депутат.

Фото автора и Николая Бошева