Основные аспекты деятельности властей Калмыкии по увеличению собственных доходов консолидированного бюджета региона связаны с земельной сферой, с имуществом. Именно грамотная и систематическая работа по этим направлениям обеспечивает гарантированный прирост налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

О том, какая работа в этом плане проводилась Министерством по земельным и имущественным отношениям РК в 2017 году и как  выполняются поручения главы региона, связанные с эффективным правлением госсобственностью, руководитель министерства Борис Лиджиев рассказал в интервью интернет-газете «Степные вести».

– В этом году мы впервые в новейшей истории Калмыкии провели полномасштабную инвентаризацию всех объектов республиканской собственности, – начал разговор Борис Олегович. – Побывали на каждом предприятии, во всех бюджетных, казенных и автономных учреждениях, проверяли в них наличие имущественных объектов: здания, мебель, оргтехнику – все, что подпадает под категорию материальных ценностей. И сверяли это все с бухгалтерской документацией. Ведь есть объекты, введенные в эксплуатацию до 1998 года, когда вступил в силу федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следовательно, эти здания и сооружения числятся на балансе организации, а свидетельств об их фактическом нахождении нет. Либо, допустим, эти объекты используются, но в реестре они отсутствуют.

Поэтому все эти аспекты мы полностью отражали в ходе описи республиканского имущества. В общей сложности порядка 105 тысяч объектов проверили. И теперь мы уже понимаем фактически, что действительно у нас есть, какие объекты можно перераспределить – выставить на приватизацию, например.

Такой же полномасштабной оценки требует и имущество акционерных предприятий, в которых доля государственного участия составляет 100% или весьма существенна. Зачастую многие из них доходов в бюджет не приносят, а некоторые так вообще убыточны. Как, на ваш взгляд, должно поступить государство с ними, чтобы эта республиканская собственность приносила отдачу?

В 2016 году мы провели инвентаризацию и анализ всех открытых акционерных обществ, которые сегодня называются публичными обществами. 100% акций этих организаций принадлежит республике, а собственником имущества, которое у них имеется, является само предприятие или трудовые коллективы. У большинства из них основной сферой деятельности является сельскохозяйственное производство либо это предприятия дорожного хозяйства.

Специалисты нашего министерства совместно с представителями  отраслевых министерств и ведомств, курирующих данные предприятия, провели анализ деятельности данных хозяйствующих субъектов. Было отмечено, что произошли подвижки благодаря улучшению производительности менеджмента. Во-первых, на некоторых из них сменились руководители, во-вторых, совместно с Минсельхозом мы провели анализ фактического наличия скота в некоторых обществах, реализации продукции, закупочные мероприятия. В частности, обязали их проводить закупки только через аукционы, а также согласовывать все сделки, если сумма контрактов, например, на закупку ГСМ, товарно-материальных ценностей превышает определенный размер. Плюс обязательным требованием является получение бюджетом РК дивидендов.

Отмечу, что в прошлом году они получены в полном объеме со всех организаций. Другое дело, насколько государство удовлетворяет количество тех дивидендов, которые заработало предприятие. На наш взгляд, оно однозначно может быть больше. В связи с этим нами были составлены  рекомендации, в которых отмечены аспекты, где возможно увеличение прибыли. На основе анализа дивидендов за 2016 год при условии выполнения предприятиями наших предписаний прогнозируем увеличение их размеров по итогам 2017-го на 50-70%. В целом рассчитываем получить дивидендов до 200% от первоначального объема.

С прошлого года жители республики получают квитанции об оплате налога на имущество физических лиц с просто невероятными, по их мнению, цифрами. Данный налог у большинства собственников вырос в разы. С чем это связано? Не могли бы вы разъяснить этот вопрос, разложить, как говорится, по полочкам?

– Для начала давайте разделим понятия. Есть земельный налог и есть налог на имущество физических лиц. Земельный налог уплачивается исходя из кадастровой стоимости участка, ставки по нему утверждают представительные органы муниципальных образований. Возьмем, к примеру, город Элисту. На территории столицы республики ставка налога на 2015 год в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, утверждена решением Элистинского городского собрания в размере 0,15%. На 2016-й в целях увеличения налоговых поступлений в городской бюджет данный коэффициент был увеличен до 0,3%. Именно с этим фактором связано двукратное увеличение суммы земельного налога.

По налогу на имущество физлиц – то же самое. Если раньше он в соответствии с законом № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости, благодаря чему объекты устаревшие оценивались по более низкой цене, чем введенные позже, то с 1 января 2015 года в соответствии с 284-м федеральным законом налог рассчитывается из кадастровой стоимости. Изменилась в сторону увеличения градация ставок налога. Например, при суммарной инвентаризационной стоимости от 1,5 млн рублей жилой фонд облагается по ставке 0,7% вместо ранее действовавших 0,5%. Так, в квитанциях за 2015 год, которые граждане получили осенью 2016-го, в сравнении с квитанцией за 2014 год было увеличение суммы налога на 40%.

Еще одним фактором повышения сумм налога является изменение порядка применения льгот. В соответствии с главой 32 Налогового кодекса РФ данная льгота применяется только в отношении жилых объектов и только в отношении одного. Ранее льгота применялась в отношении всех объектов, находящихся в собственности у льготника.

Проводился ли вашим министерством анализ судебной практики, связанной с оспариванием гражданами и организациями размеров земельного налога, указанных в налоговых уведомлениях? Много ли решений вынесено в пользу граждан?

– В целом хотелось бы отметить, что проблем в данном направлении множество, начиная от методик определения кадастровой стоимости, заканчивая сроками применения оспоренной кадастровой стоимости. Весь процесс кадастровой оценки и ее оспаривания регулируется федеральным законодательством. Минземимущества РК как региональное отраслевое ведомство постоянно осуществляет мониторинг правоприменительной практики и направляет предложения в Минэкономразвития России и Росреестр – отраслевые ведомства Российской Федерации. Последний и ведет статистику оспаривания кадастровой стоимости.

Согласно сведениям, полученным нами из Управления Россреестра РФ по РК, в 2015 году в созданную ведомственную комиссию подано 24 заявления об оспаривании кадастровой стоимости, из них 10 удовлетворено. В суд подано одно заявление, решение по которому в 2015 году отсутствовало. В прошлом году поступило 47 заявлений, из них 16 удовлетворено; в суд подано 24 заявления, из них по 16 вынесены решения в пользу граждан. Статистика за текущий год до настоящего времени не озвучивалась.

– В обращении к депутатам Народного Хурала РК в декабре 2016 года Глава РК Алексей Орлов в числе поручений органам исполнительной власти республики по реализации задач социально-экономического развития региона и повышению благосостояния граждан отметил необходимость разобраться с ситуацией, сложившейся в сфере налогообложения на основе кадастровой стоимости недвижимости. Прошел год, какая работа проведена вашим министерством в рамках выполнения данных поручений?

– В начале текущего года нами проведен анализ применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, исходя из конечной налоговой нагрузки в рублевом эквиваленте как в отношении жилых, так и нежилых объектов недвижимости. Наш ответ состоит в следующем.

В настоящее время на территории Калмыкии реализуется единая налоговая политика, в соответствии с которой и согласно закону РК от 20.11.2015 N 146-V-З налогообложение на основе применения кадастровой стоимости социально адаптировано. Законодательством предусмотрены налоговые вычеты (фактически не облагаемая площадь для жилого дома – 50 кв. м., квартиры – 20 кв. м., комнаты – 10 кв. м.) и умеренные ставки налога (максимальная для жилых объектов – 0,3%).

Что касается кадастровой стоимости объектов капитального строительства, то она в большинстве случаев незначительно отличается от инвентаризационной стоимости ввиду одинаковой методики ее определения (метод восстановительной стоимости).

– Борис Олегович, согласитесь, что кадастровая стоимость должна быть корректной, соответствовать истинной стоимости земельных наделов в данном районе, с учетом их размера, расположения и прочего. Однако в Калмыкии, создается такое впечатление, кадастровая оценка проводилась, образно говоря, как бог на душу положит, что и привело к проблеме, о которой я говорила выше.

– Действующая государственная кадастровая оценка всех объектов недвижимости осуществлялась в соответствии с федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно его положениям, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и отраслевой уполномоченный орган в сфере управления землей и имуществом уполномочен только утверждать результаты определения кадастровой стоимости и опубликовывать их. При наличии положительной экспертизы на отчет об определении кадастровой стоимости, согласно закону № 135-ФЗ и пункту 3 постановления правительства РФ от 25.08.1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» у региональных властей фактически нет оснований в отказе утверждения результатов определения кадастровой стоимости.

В 2012 году определение заказчика оценочных работ происходило на уровне правительства РФ через Россреестр. Все работы проводились общесубъектово иногородними компаниями, в дальнейшем они прошли независимую экспертизу также через Росреестр. Правительство республики обязано было ее принять как есть, не имело права опротестовывать их, иначе бы произошло выпадение республики из полномасштабных налоговых отчислений на следующие пять лет. Поэтому все регионы приняли работы, которые были проведены независимыми оценщиками.

При этом порядок изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости установлен 135-м ФЗ, и согласно ему отсутствует иной порядок, кроме как обращение в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости либо в суд.

Применение действующей кадастровой стоимости по переходному периоду, установленному федеральным законом, предусмотрено до 2020 года. Но при этом субъектам Федерации разрешено ранее этого срока рассмотреть возможность изменения ее и проведения переоценочной кампании. Порядка 40 регионов приняли решение провести эту работу ранее 2020 года. В их числе и Калмыкия.

Глава республики, учитывая пожелания граждан и запросы со стороны физических и юридических лиц, поручил нашему министерству разработать соответствующие нормативно-правовые акты и с 1 января 2018 года провести комплексную работу по определению новой кадастровой стоимости земель сельхозназначения и населенных пунктов.

Весь нынешний год мы проводили подготовительные мероприятия, как  я уже говорил выше, полномасштабную инвентаризацию республиканского имущества, чтобы во всем досконально разобраться. Потому что у нас немало объектов, которые были введены после 2014 года и не имели кадастровой стоимости, у каких-то объектов инвентаризационная стоимость была выше, чем на данный момент. Кроме того, нередки случаи, когда два соседа с одинаковыми шестью сотками имеют разные стоимости земельных участков. Все эти моменты нам пришлось уточнять, для чего запрашивались данные от органов местного самоуправления по адресным ориентирам. Надеемся, что совместно с муниципалитетами эту работу мы завершим до конца текущего года, и в следующем году приступим к масштабной переоценке кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в регионе.

– А в этот раз кто будет проводить кадастровую оценку?

– Мероприятия по определению кадастровой стоимости будет проводиться работниками БУ РК «Бюро технической инвентаризации», которое наделено полномочиями по дополнительному определению кадастровой стоимости. Сюда граждане могут обращаться также за оспариванием решений. Для выполнения вышеуказанных работ у организации в штате должно быть не менее пяти специалистов-оценщиков плюс пяти помощников оценщиков. Также обязательное условие – чтобы опыт работы у них был не менее трех лет. Согласно федеральному закону, ответственность за качество выполненной работы несет не только лицо, осуществляющее оценку, но и бюджет РК, поэтому мы будем контролировать проведение оценки, потому что понимаем всю своеобразность, специфичность ситуации и далеко идущие последствия в случае получения неверных выводов. Мы заинтересованы в том, чтобы в результате определения новой кадастровой стоимости начисленные на ее основе собственникам налоги поступали в бюджет региона в полном объеме, но при этом чтобы не страдали наши граждане.

– Есть вероятность того, что после такой, действительно объективной, оценки может произойти падение доходов бюджета?

– Мы посмотрели статистику, аналогию по некоторым районам и выяснили, что после перехода с инвентаризационной стоимости на кадастровую не все бюджеты муниципалитетов и граждан сильно пострадали. Где-то люди ранее оплачивали более высокий земельный налог, а сейчас, после введения кадастровой стоимости, у некоторых физических лиц налоговые отчисления существенно уменьшились – у кого-то в 9 раз, у кого-то даже в 14. Так что есть категории граждан, которые были только рады применению новой ставки.

О том, что в бюджетах муниципалитетов произошли существенные добавки в плане налоговых доходов в результате целенаправленной работы с собственниками и арендаторами земель, говорилось на различных совещаниях. Какую помощь вы им оказываете в этом плане?

– Во-первых, по поручению Главы РК в целях увеличения доходной части местных бюджетов все земли сельхозназначения, которые находились в собственности республики, мы передали районным муниципальным образованиям. Теперь все арендные платежи поступают именно в бюджеты РМО.

Во-вторых, я считаю, наши органы МСУ начали более комплексно и эффективно подходить к разрешению вопросов пополнения своих бюджетов. Допустим, стали чаще положительно рассматривать заявления о предоставлении объектов недвижимости, которые не используются для основных целей, в аренду предпринимателям, а также о предоставлении физлицам в аренду земельных участков.

В-третьих, в некоторых районах по нашим рекомендациям повысили  арендную плату за землю. На президиуме правительства в ноябре прошлого года наше министерство представило аналогию стоимости затрат и размеров доходной части бюджетов по каждому муниципальному образованию. Как пример брали пастбища и пашню. Многие администрации РМО, рассмотрев наши предложения, применили эти схемы, и теперь они дают положительный общий результат.

В-четвертых, у районов есть такой значимый ресурс для пополнения доходной части своих бюджетов, как отчисления по паевым землям, которые имеются у граждан – работников бывших коллективных предприятий. Согласно нормам законов РК, для обработки земель сельхозназначения необходимо предоставлять земельные участки в аренду предпринимателям, либо самим заниматься этим, открыв КФХ. Проведя мероприятия по поддержке вновь открывшихся хозяйств, муниципалитеты получили, во-первых, рабочие места, гарантированные трудом и трудовым законодательством РФ, а значит отчисления по НДФЛ. В свою очередь, сельхозтоваропроизводитель, получая доходы, старается развивать свое производство, совершенствует тип и формы работы, делает его многопрофильным предприятием, то есть фактически переходит на кластерное направление, развитие передовых технологий. А это совсем другие обороты средств и соответственно размеры налоговых отчислений.

– Борис Олегович, одним из направлений работы Минземимущества является предоставление земельных участков на территории Элисты из числа не разграниченных земель льготным категориям граждан – это многодетные семьи, ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, семьи, имеющие ребенка-инвалида, педагоги. Это тоже большой массив работы, причем весьма хлопотный. К примеру, от людей доводилось слышать жалобы: получив сертификат на свой участок, владельцы из числа перечисленных категорий граждан затем не могут добиться того, чтобы сотрудники министерства провели с ними рекогносцировку на местности, показали, где он находится. Это имеет место быть?

– Минземимущества РК совместно с администрацией Элисты при выделении земельных участков проводит эту работу публично. Вручение документов происходит в торжественной обстановке, когда гражданам показывается карта, где указано местонахождение их земельных участков. Помимо этого в обязательном порядке обговаривается с гражданами тот день, когда сотрудники министерства и горадминистрации выедут с ними на местность, и там они помогают хозяевам наделов установить колышки.

К нам всегда и по любому вопросу можно обратиться по телефону, через интернет-приемную, а также через социальные сети. У нас все это мониторится, я даю личные поручения на сей счет, поэтому однозначно: ни один вопрос не остается без ответа. И стараемся отвечать в максимально короткое время.

Кроме того, в прошлом году мы заключили соглашение о сотрудничестве с АУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым граждане той же льготной категории могут обратиться к нам со своим вопросом посредством МФЦ. Ежедневно к вечеру оттуда привозят информацию, мы ее обрабатываем и стараемся отвечать на запросы граждан в максимально сжатые сроки.

На приемах граждан в нашем министерстве очень часто озвучиваются вопросы: когда на нашем жилмассиве будет проведен свет, газ, дороги? В связи с этим, хотел бы подчеркнуть: наше министерство отвечает только за предоставление участков, а обеспечение их инженерными коммуникациями в соответствии с 131-м ФЗ является прерогативой органов местного самоуправления. Мероприятия по обеспечению этих участков инфраструктурой заложены в бюджет города. То есть, однозначно, в планах они есть.

В этом году мы предоставляем земельные участки комплексно, то есть не выборочно, а в порядке очередности и с учетом масштабов отведенных под ИЖС земель. Допустим, сейчас у нас проходят аукционные мероприятия по комплексу земельных участков общей площадью 29 гектаров. Это значит, что порядка 350 льготных очередников получат на нем земельный надел. Весь проект планировки земучастков утверждается на базе администрации города с главным архитектором столицы, в нем предусмотрены все социальные объекты – детсады, школы, поликлиники и т. д.

– Какую работу проводит министерство по достижению целевых показателей рейтинга благоприятного инвестиционного климата в регионе?

– Как известно, любому инвестору, который заходит на территорию республики, чтобы вложить средства в прибыльное предприятие, необходима база. По поручению Главы РК мы разрабатываем проект готовых технопарков – подготавливаем земельные участки, имеющие определенные границы, площадь в зависимости от запросов инвестора – 30, 60 гектаров или больше, а также данные по точкам присоединения к коммунальным структурам. Всего проектируем три участка, территориально они расположены в пределах городского округа г. Элисты, которые могут заинтересовать инвесторов. Возможно строительство объектов под различные виды деятельности. Рассматриваем данные вопросы с учетом мнения всех заинтересованных министерств и ведомств. Допустим, учитывали варианты строительства промышленных предприятий, учитывая розу ветров, чтобы ни в коем случае не пострадала экология и безопасность жителей.

– Сегодня много разговоров ведется о цифровой экономике. Каким образом Калмыкия впишется в нее? В частности, находят ли эти тенденции отражение в работе вашего отраслевого министерства?

– Мы еще осенью прошлого года обеспокоились этим вопросом. Согласно поручению Главы РК сейчас разрабатываем интерактивную карту Республики Калмыкия, с помощью которой любой желающий, наведя курсором на земельный участок, может определить назначение земельного участка. Узнать, если он свободен, каково его геологическое  состояние, а если он находится в аренде, то какова арендная плата за него. Мы взяли лучшие практики Краснодарского края, Московской и Ленинградской областей, г. Санкт-Петербурга и применяем их на территории всей Калмыкии. Аналогов интерактивных карт в таком полномасштабном формате на уровне субъекта РФ по нашей сфере в данный момент в России нет. Можно сказать, мы выступаем передовиками в этом процессе.

С этой целью сейчас ежемесячно и еженедельно запрашиваем данные у органов местного самоуправления. Каждый муниципалитет внедрил свой программный комплекс, который при внесении туда данных позволит удаленно увидеть все сведения о том  или ином земельном участке того или иного владельца. На сегодняшний день введены данные по Черноземельскому району полностью, на подходе Октябрьский район, где буквально на днях завершена масштабная инвентаризация муниципального имущества и земель муниципального земельного фонда. По остальным районам, я надеюсь, данные поступят в ближайшее время, и мы сможем направить их на разработку.

– Для инвесторов интерактивная карта станет хорошим подспорьем, можно будет удаленно ознакомиться со всеми инвестпредложениями властей региона. Поэтому, конечно, желаем удачи вам, Борис Олегович, в этом важном начинании!

– Спасибо, будем продолжать работать в этом и других направлениях.

 

Фото из архива редакции и Министерства по земельным

и имущественным отношениям РК