Как мы уже сообщали, недавно в Элисте побывал член Общественной палаты России, сопредседатель Российского общества политологов, декан факультета политологии Московского госуниверситета им. М. В. Ломоносова Андрей Шутов.

Отвечая на вопросы ГТРК «Калмыкия, в частности, о его организации, он пояснил, что, прежде всего, Российское общество политологов является объединением профессионалов в области политического анализа, прогнозирования. Это люди, которые, строго говоря, не являются теми специалистами в области политических технологий, которые заявляют, что они политологи. Это люди, профессионально занятые изучением реальной политики. И поэтому в основном задача в рамках предстоящей президентской кампании – это анализ и прогноз реальных тенденций, которые будут происходить в ходе избирательного процесса. От того, насколько качественным будет этот анализ, насколько выверенным прогноз, в общем-то, зависит достоверность той экспертизы, которая будет делаться в отношении шансов кандидатов в президенты, в отношении лидеров или лидера в президентской гонке – это как раз те задачи, которые мы и раньше решали, но теперь будем решать в нашем обществе политологов уже в таком объединенном виде, подчеркнул он.

Что касается разграничения понятий «политолог» и «политтехнолог», то Андрей Юрьевич справедливо заметил, что при всей сходности инструментария, задач, это все-таки разные специализации и разные профили. Политолог, прежде чем решать задачи в области применения или не применения той или иной группы политтехнологии, проводит анализ, проводит работу по выявлению тех технологий, которые наиболее применимы в данной, конкретной избирательной ситуации. Политтехнолог не всегда этим озабочен, он – и очень часто так бывает – делает свою работу по неким схемам, далеким от политической реальности, либо складывающимся избирательной конъюнктурой. Поэтому работа политолога – это, если хотите, студийная работа, работа по созданию тех технологий и их использованию, применительной к каждой конкретной избирательной кампании.

Среди политтехнологов, если брать расхожий смысл этого слова, все по-другому. Здесь некий учебник, некая инструкция; она берется и применяется, иногда, к сожалению, независимо от анализа той ситуации, которая складывается. Может, эта схема и не подходит к данной ситуации, но политтехнолога это зачастую мало интересует, а интересует задачи, о которых вслух не принято говорить, несколько слукавил он.

Впрочем, ни для кого не секрет, какого рода услуги предлагают политтехнологи во время выборов любого уровня, от которого напрямую зависит сумма их гонорара. Выборы для политтехнолога – это его звездный час, дни, когда можно по-крупному «рубить бабло».

Недавно Российское общество политологов в лице Андрея Шутова решило открыть свой филиал в Калмыкии. Объясняя это решение, Андрей Юрьевич сказал, что «мы приветствовали ту инициативу, с которой выступили политические аналитики, исследователи, эксперты в Калмыкии, которым близки наши идеи. Мы откликнулись на это предложение, почему, собственно, и приехали к вам, в ваш славный город, с тем, чтобы встретиться с этими людьми, познакомиться с ними, поговорить о целях и задачах, которые они, создав это отделение, готовы ставить перед собой. Но мало создать его, мало провести эту процедуру, важно, чтобы оно наполнилось реальными делами на благо республики, общества и государства в целом.

На вопрос, как вы лично оцениваете ситуацию в республике на фоне страны в целом и по сравнению с соседними регионами СКФО и ЮФО, известный политолог заметил, что Калмыкия стабильно развивается; здесь есть согласие относительно стратегии и тактики движения вперед. Все это, безусловно, знают и в Москве, и экспертное сообщество, в том числе, которое комментирует федеральную повестку дня. В республике есть сильное профессиональное руководство, решающее стоящие перед ним задачи. Поэтому сравнивать и сопоставлять какие-то другие территории, видимо, не стоит. Но то, что Калмыкия поступательно развивается, и здесь есть стабильность – это те ценности, которые являются предпосылкой экономического, социального развития, что, собственно, мы и видим в степной республике.

Предваряя вопрос о «прямой линии» Алексея Орлова, Андрей Шутов подчеркнул, что это очень ценный и интересный формат. Он позволяет общаться с людьми в режиме реального времени. Очень показательно, что Глава Калмыкии выступил сразу после Президента России. То есть руководитель государства ставил акценты по федеральной повестке дня, а Глава республики проецировал их на региональную, республиканскую повестку дня. И избиратели, жители региона, видели сопряжение тех вопросов, которые решаются на общероссийском уровне, и тех, что решаются  здесь, в Республике Калмыкия. Это очень полезный и очень эффективный формат работы, который дает, в частности, и Алексею Маратовичу очень большую информацию, что надо делать. Конечно, нерешенных вопросов много: и строительство дорог, и водопроводы, и ряд  других проблем. Эти вопросы были на «прямых линиях», которые провел Алексей Маратович. Что касается самого формата, его можно распространять и на другие регионы. Это было бы весьма и весьма полезно. Видимо, обобщение этого опыта надо сделать, может даже, и силами калмыцкой региональной организации Российского общества политологов, которую намерены создать в республике.

Да, подобные опыты есть, но они проводятся время от времени, не являются регулярными. Ну, например, через газеты, выступления по телевидению, но вот интернет-общение, оно действительно является новым. Мне кажется, что это находка. Находка и Главы Калмыкии, и его единомышленников, которые вместе с ним это организуют. Этот опыт надо обобщить и использовать в других регионах. Я думаю, что и страна, и субъекты РФ от этого только выиграют, подытожил Андрей Шутов.

Фото: пресс-служба Главы Калмыкии