Здравоохранение является одной из ключевых сфер в социальном блоке экономики и жизни страны в целом. Неслучайно в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ Владимиром Путиным было уделено много внимания вопросам развития здравоохранения на ближайшую перспективу. Глава Калмыкии Алексей Орлов также не обошел вниманием эту тему в своем недавнем выступлении на расширенном заседании Народного Хурала РК.

О сегодняшнем состоянии дел в здравоохранении Калмыкии, текущих проблемах и достигнутых качественных изменений в отрасли, а также о том,  как будут решаться задачи, поставленные руководством страны и республики, в интервью «Степным вестям» рассказал министр здравоохранения РК Руслан Нагаев.

 – Каким направлениям деятельности министерства здравоохранения в предстоящий период будет уделено внимание, особенно с учетом задач, поставленных Президентом России и главой республики?

За последние годы внимание государства к здравоохранению значительно выросло. Начиная с 2005 года, когда в стране начал реализовываться приоритетный национальный проект «Здоровье», была проделана большая работа по модернизации системы здравоохранения. Решались проблемы медучреждений в части укрепления их материально-технического оснащения – ремонта объектов здравоохранения, оснащения их специализированным оборудованием, решения кадровых вопросов и повышения заработной платы работников первичного звена отрасли. Это был, наверное, первый шаг со стороны государства по укреплению здравоохранения РФ.

Вторым этапом стала модернизация, начатая в период с 2011 года, которая затронула следующий уровень – это специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь, применение телемедицинских технологий, расширение сети интернет для медучреждений. В частности, до конца 2018 года в Калмыкии оптико-волоконной связью будут охвачены все лечебно-профилактические учреждения, что позволит им иметь в своем распоряжении высокоскоростной интернет.

Параллельно шла работа и по специальным программам – это мероприятия, направленные на снижение заболеваемости туберкулезом, онкологией, смертности при дорожно-транспортных происшествиях, что на сегодня является крайне актуальным. Кроме того, речь идет о развитии сердечно-сосудистых центров, оснащение их рентген-хирургическим оборудованием, ангиографами и прочей аппаратурой, создании в стране сети современных перинатальных центров, а также о лекарственном обеспечении и т.д. В общем, практически все слои здравоохранения были затронуты этими программами, на которые из федерального и региональных бюджетов выделены грандиозные суммы.

В частности, Калмыкии за прошедшие годы было выделено из федерального бюджета более 900 млн рублей, софинансирование со стороны республиканского бюджета составило более 30 млн рублей. В частности, на ремонт республиканской больницы им. П. Жемчуева затрачено свыше 200 млн рублей. Работа на этом объекте проведена грандиозная, она и сейчас  продолжается.

Одним из свежих и актуальных на сегодня направлений в отрасли здравоохранения является развитие онкологической службы. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что необходимо и дальше реализовывать онкологическую программу, потому что проблема эта существует – в России высок уровень заболеваемости раковыми заболеваниями и смертности от них. В Калмыкии, как показывает анализ прошлого и 2016 годов, рост онкологических заболеваний среди населения республики сохраняется, также у нас достаточно высокий уровень смертности от рака. Относительно цифр общероссийских и статистики по ЮФО высока в регионе и смертность от туберкулеза. Учитывая это, развитию онкологической и фтизиатрической служб Минздравом РК уделяется пристальное внимание.

Хотел бы отметить, что важным и своевременным шагом со стороны  правительства республики было решение об открытии сети государственных аптек. Многие не верили, что это можно будет сделать достаточно быстро, учитывая, в каком положении находились аптеки после развала ГУП «Фармация». Но на сегодняшний день система, созданная АУ РК «Аптечное управление», включает центральный склад и 20 аптечных пунктов. 16 из них уже действуют, четыре дополнительных готовы к открытию в Элисте – это два аптечных пункта в филиалах городской поликлиники в 1-м и 6-м микрорайонах, один будет располагаться в здании медицинского колледжа в центре города и еще один в поселке Аршан.

Таким образом, созданная на базе лечебно-профилактических учреждений сеть государственных аптек призвана обеспечить доступность их для населения, в первую очередь, для льготных категорий граждан. Такой сети на сегодня не имеет ни одна частная аптечная организация. Что касается насыщения госаптек лекарственными препаратами, то, конечно, в этом направлении надо еще работать. Финансовые средства нужно вкладывать гигантские в такую сеть аптек, чтобы она полностью удовлетворяла потребности населения.

Примечательно, что в работе госаптекоуправления используется программа (кстати, созданная нашими местными программистами и за незначительную сумму, примерно в пять раз меньше, чем с нас требовали иногородние специалисты), которая позволяет эффективно вести учет лекарственных препаратов и контролировать их отпуск. С помощью данной программы можно узнать, какой врач и сколько раз выписывает рецепты, в какой аптеке они имеются и каково общее количество лекарственной продукции остается на складе.

Раньше у нас ведь как было? Врач под давлением просьб пациента выписывает ему тех или иных препаратов чуть ли не на год вперед. Соответственно в аптеке и даже на складе запас этих лекарств иссякал за неделю, и люди, приходящие со своими рецептами, уже не могли получить необходимый препарат. А у кого-то в тумбочке или холодильнике хранится огромный запас этих таблеток, у которых имеется ограниченный срок годности. Поэтому для того, чтобы не случались перебои с лекарствами, чтобы можно было равномерно их распределять и отслеживать наличие, мы эту систему и ввели.

Также мы озаботились прозрачностью торгов. Торгуемся на площадке Минэкономики и торговли республики и стараемся конкурсные процедуры проводить таким образом, чтобы допустить максимальное количество участников аукциона на торговую площадку. Это общие требования к таким процедурам, мы их строго соблюдаем, в результате чего происходит значительное падение цен на лекарственные препараты. А на сэкономленные средства докупаем те же самые препараты, потому получается, что закупаем гораздо больше на ту же сумму и имеем определенный запас.

– В самом деле, в прежние годы периодически возникали проблемы с поставками лекарств, отпускаемых льготникам. В особенности такое случалось в начале года, когда в январе, а то и ближе к весне люди не могли купить нужных им препаратов по причине того, что закупочные процедуры не были своевременно проведены. Удается ли сейчас избегать этих проблем?

Вы правы, это проблема не одного года. Помню, что четыре года назад, когда после новогодних праздников мы выходили на работу, первый звонок был от пациентов, которые требовали инсулин. Также в прошлом году в сентябре возникли трудности с закупками инсулина. Поэтому в соответствии с рекомендациями Минздрава России мы постепенно стали переходить на отечественные препараты. Они значительно дешевле, при этом качество их достаточно высокое, соответствует всем нормам на международные непатентованные препараты, что позволяет значительно снизить цены на их закупку для нужд наших больных.

– Своего рода импортозамещение.

По информации, которую предоставляют мне сотрудники, на сегодняшний день проблем с наличием препаратов для льготных категорий, в том числе, нет. Но нужно разделять лекарственное обеспечение больных, которым занимается Минздрав, и ту систему, которая носит характер мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в части лекарственного обеспечения. Речь о лекарствах для репрессированных граждан, которые они получают с 50%-ной скидкой. Компенсация по ним идет из республиканского бюджета. Эти препараты закупаются через Министерство социального развития, труда и занятости РК, а мы просто реализуем их через свою аптечную сеть, потому все вопросы к нам. Вот здесь перебои есть, случаются проблемы с расчетами, закупками.

Но ситуация постепенно выправляется. Если по прошлому году задолженность была с сентября месяца, то на конец 2017-го она была полностью погашена. На сегодняшний день задолженности по 50%-никам нет.

– Есть еще такая категория получателей льготных лекарств как мамы с детьми до 3-х лет, как с ней обстоят дела?

Эта часть получателей обеспечивается мерами социальной поддержки по линии соцзащиты населения. Здесь тоже бывают проблемы. Но хочу сказать о том, что в конце минувшего года из республиканского бюджета поступили значительные суммы средств, около ста миллионов рублей, которые были выделены для исправления этой ситуации. Это кардинально поменяло ситуацию с лекарственными препаратами, расходы по которым финансируются правительством региона.

– Что по лицам, страдающим орфанными (редкими) заболеваниями?

По орфанным заболеваниям на сегодня жалоб нет. В 2017 году мы их тоже не имели, как и в 2016-м. В 2015 году, вы помните, вопрос стоял остро, и им занималась прокуратура. Тогда же и были сделаны необходимые выводы, с тех пор ситуация находится под контролем.

– Расскажите, пожалуйста, о ходе реализации федеральной ведомственной программы «Земский доктор».

Предоставление с 2012 года  единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, желающим выехать на работу в сельскую местность в размере 1 миллиона рублей, является одним из эффективных мотивационных механизмов привлечения и закрепления врачебных кадров в сельской местности. С начала реализации программы по 2017 год Министерством здравоохранения республики заключены договоры с 313 медицинскими работниками. Общая сумма финансового обеспечения составила  свыше 253,7 млн рублей.

В 2015 и 2016 годах были некоторые проблемы с финансированием программы, часть долгов мы после подачи судебных исков погасили. Могу заявить, что на конец 2017 года – начало 2018-го задолженности перед нашими специалистами мы не имеем. В текущем году изменились условия по участникам программы «Земский доктор» отныне возраст врачей, желающих выехать для работы в село, повышен до 50 лет.

Хотел бы также добавить, что сначала программа на 100% финансировалась из бюджета РФ, позже обязанности были поделены с регионами в соотношении 50% на 50%, сейчас федеральный бюджет берет на себя 60% расходов. Поэтому, думаю, нынче таких проблем, как раньше, с выплатами уже не будет. Всего в 2018 году планируется предоставление единовременных компенсационных 41-му врачу в размере 1 миллиона и 18-ти фельдшерам в размере 500 тысяч рублей. Итого сумма выплат составит 50 млн рублей.

– Коль разговор зашел о материальном стимулировании врачей, давайте поговорим в целом о зарплатах работников здравоохранения. Как выполняете решение Путина о кратном увеличении средних зарплат медработников?

Повышение заработной платы работникам здравоохранения в свете выполнения задач майских указов Президента РФ была и остается нашей основной задачей. На конец 4 квартала ставилась задача – плюс 70% к средней заработной плате по региону и с 1 января доведение средней зарплаты врачей до 200%, среднего и младшего медицинского персонала до 100%. На сегодня Калмыкия выполняет свои обязательства. По республике средняя зарплата врачей в этом году вырастет до 43 тыс. 101, 4 руб., а среднего и младшего медицинского персонала – до 21 тыс. 550,7 руб.

– За счет чего достигаются целевые показатели? Нет ли здесь каких-то уловок администрирования, когда, как жалуются люди, сокращаются ставки, разные надбавки, и вроде по бумагам все правильно, показан рост зарплат, а в кошельке у работников «не звенит»?  

Не буду скрывать, это сложный вопрос. Сейчас у многих младших медработников на устах разговоры о том, что санитарок переводят в технический персонал, дескать, за счет этого и повышена их зарплата. На самом деле такое имеет место быть. Потому что заработные платы медицинской сестры и санитарки практически сравнялась, разница между ними 1 тыс. рублей всего лишь, а уровень задач разный, как вы понимаете. Отныне у бывших санитарок, которые теперь называются младшим медицинским персоналом и получают зарплату ощутимо больше прежней, в функциональные обязанности входит не только убирать коридоры, приводить в порядок палаты и т.д., но и вести работу с пациентами – осуществлять уход за больными, помогать медицинским сестрам проводить определенные манипуляции и т.д. Сейчас мы проводим их обучение, краткую переподготовку на базе Элистинского медколледжа.

Хотел бы пояснить принципиальный момент. Сегодня мы отходим от практики привязки зарплат к штатному расписанию – это устаревшая модель. За каждым работником должны быть закреплены конкретные должностные инструкции, за четкое выполнение которых и в полном объеме он вправе получать достойную зарплату.

Приведу пример. Недавно я побывал в Калининградской области, где ознакомился с тем, как в этом регионе реализуется пилотный проект Министерства здравоохранения России «Бережливая поликлиника», направленный на решение вопросов качественной подготовки медработников за счет перераспределения нагрузки между врачами и средним медицинским персоналом. Имея целью посетить ряд медицинских учреждений города Калининграда, я хотел убедиться в преимуществах данного проекта, что это меняет на самом деле ситуацию к лучшему.

К примеру, я был в одной из поликлиник, где меня провели по коридорам и кабинетам специалистов, чтобы посмотреть их условия работы. Там у каждого специалиста на столе лежит папка с должностной инструкцией, где пошагово, по пунктам расписан алгоритм действий работника – какую работу и в каком объеме он должен выполнять. Что у врача, что у медсестры – у каждого есть свой функционал, и за эти обязанности он получает заработную плату, достаточно высокую. И, разумеется, она не может быть равной у всех.

На самом деле нужно вводить эффективный трудовой договор, в котором должен быть прописан весь функционал – на полторы ставки или, там, на две работник выполняет работу. Да на сколько угодно! Он выполняет весь вот этот объем работы и получает соответствующую зарплату. Все.

Вот, исходя из этой логики, так должно быть. А у нас все остается это советское мышление – вот нагрузка три ставки на человека, надо штатное расписание увеличивать. Зачем его раздувать, когда сегодня подушевое финансирование действует?

К тому же, говоря о проблемах повышения доходов медработников, какой ценой оно должно производиться, мы уходим от понимания, что в первую очередь наш долг – оказывать  медицинскую помощь людям. А мы думаем о том, как бы нам содержать людей, которые наши коллеги, которых нам жалко. А денег-то ограниченное количество в фонде оплаты труда. Допустим, есть район с населением 10 тыс. человек, вот из расчета норматива обслуживания этого населения вы и получите средства. Вы можете там 10 больниц содержать, можно 500 человек коллектива набрать, даже тысячу. Хоть сколько. Как в той сказке – а можно из этого куска шкуры сшить шапку? Конечно. А можно 10? Тоже можно. Но шкура-то одна и все того же размера.

– Требования подушевого финансирования, отход от ставок не влечет за собой сокращения работников в организациях?

Нет, сокращений никаких нет. У нас были проблемы по некоторым учреждениям, когда мы проводили так называемую оптимизацию. Когда,  допустим, в одной больнице было два медицинских поста, к примеру, детского отделения один пост и акушерского отделения один. Два поста по пять коек в каждом, в то время как для настоящего поста должно быть 20 минимум. Один пост в комплексе стоит пять миллионов заработной платы в год. Смысл держать два поста со столь небольшим количество коек? Смысла нет, а зарплату мы должны платить.

Вот мы и принимали решение: объединяем два поста в один, высвобождаются люди, мы предлагаем им переучиться и перейти на другую должность, допустим, в кабинет физиотерапии. Основная проблема заключалась в том, что люди теряли квалификационные выплаты, потому что это уже другая профессия – была постовая сестра, а стала медсестрой физиокабинета. Естественно, работников это не устраивало. Мы им, конечно, шли навстречу – обучали их, проводили квалификационные экспресс-экзамены, чтобы человек мог сохранить квалификацию и не терял в зарплате.

– Недавно в республиканской больнице открылось стационарное отделение скорой помощи. Как было отмечено, модернизированный комплекс бывшего приемного покоя даст в увеличение в два раза объема оказываемой экстренной помощи больным. Значит ли это, что в работу городской станции скорой помощи, службы неотложки будут внесены изменения?

Одно другое не подменяет. Людей это коснется только в одном моменте – условия, в которые они будут приняты в республиканской больнице, стали совершенно иными. Здесь и комфортные условия, и наблюдение врачами с первых минут поступления больного, и экстренность врачебной помощи – от момента происшествия с травмами до квалифицированной постановки диагноза.

Какими путями попадет человек в регистратуру стационарного отделения скорой помощи, неважно, он может и сам прийти. Потоки с улицы не разграничиваются. Бригады скорой помощи, как и прежде, выполняют свои функции – оказывают экстренную скорую медпомощь и доставляют в ресбольницу, а там уже пациенты по степени тяжести состояния больного распределяются по потокам. Кто-то остается после осмотра ожидать в зале результатов анализа, кому необходимо более расширенное обследование, уйдут в желтую зону отделения, там их положат на койку краткосрочного трехдневного пребывания, где к ним будут подтянуты специалисты, и они уже под их наблюдением, находясь практически в реанимационном отделении. Кому требуется оперативное вмешательство, уходят сразу влево, в красную зону, в операционную. Кто с сердечно-сосудистыми заболеваниями, поступают в республиканский сердечно-сосудистый центр.

– Другие отделения, те, что выше этого первого этажа находятся, готовы к такому формату работы?

Там все готово. Ремонты по всем этажам ресбольницы закончены. Остается цокольный этаж и оперблок. В цоколе на сегодня находится центральное стерилизационное отделение, а со временем там планируется открыть реабилитационное отделение. Ориентировочно в июле-августе мы будем сворачивать плановую хирургическую помощь, переводить ее в экстренную операционную или делать операции на базе Целинной райбольницы, что случалось и раньше. Стерилизационная будет на время ремонта закрыта,  стерилизация будет проводиться в других медучреждениях – у нас есть хорошая аппаратура в онкодиспансере и детской больнице.

Мы могли бы уже сейчас приступить к этим мероприятиям и тем самым ускорить полное завершение ремонта больницы но не стали форсировать, чтобы не мешать лечебному процессу. Но совершенно точно к осени текущего года он будет закончен полностью, кроме оперблока, который находится над административным корпусом. Сейчас решается вопрос по поводу выделения средств на его ремонт. Проектно-сметная документация готова. Заказчиком ремонта является Минстрой республики.

– Руслан Тапаевич, такой вопрос. Многие жители республики  получают лечение за пределами республики. При этом счета от этих иногородних клиник приходят к нам, республиканский бюджет несет в связи с этим большую финансовую нагрузку, и она растет в геометрической прогрессии. Понятно, почему это происходит – люди имеют право выбрать для лечения клинику по собственному усмотрению. Но, с другой стороны, это говорит о том, что местным врачам не доверяют. Что нужно  сделать, чтобы переломить эту ситуацию?

Ну, во-первых, нужно быть объективными: половину той суммы, которую республика оплачивает по счетам ОМС за лечение наших граждан в иногородних клиниках, составляют расходы за земляков, которые с калмыцкими полисами находятся за пределами республики и там получают лечение, – это студенты, те, кто работает вахтовым методом, и прочие.  Кроме того, часть жителей республики проживают в периферийных районах и ориентированы на другие города, более близкие к ним, чем Элиста.

Что касается другой части наших граждан, которые постоянно проживают в республике, но специально выезжают на лечение в другие регионы, то тут, согласен, нужно проводить определенную работу. Думаю, главное, что не устраивает местных пациентов в наших медучреждениях, это условия пребывания в них, в частности, лекарственное обеспечение, питание, то, что нужно покупать бахилы, приносить свой мягкий инвентарь, да и в вообще отношение медперсонала.

Над этой проблемой нам нужно работать интенсивно. Для этого должно быть правильное распределение финансовых средств. Деньги есть. Из федерального ФОМС республика финансируется в достаточном объеме, у нас в этом плане не хуже позиции, чем у других регионов ЮФО.

– Чья забота – правильно распределять потоки средств?

Прежде всего, это работа главных врачей лечебных учреждений. Он должен думать о том, как удержать пациентов в своей клинике.

– А у него забота, как наполнить фонд оплаты труда и его рационально израсходовать.

И это, разумеется, то же. Но для того ты и поставлен руководителем, чтобы решать такие задачи. Медицинский менеджмент никто не отменял.

 – То есть, по-вашему, люди едут лечиться за пределы республики не оттого, что наши врачи плохо лечат, а потому что не очень комфортно находиться в наших стационарах.

В основном, да, это главная причина. Потому что квалификация наших врачей на достаточно высоком уровне и хорошее оборудование у нас есть. Конечно, в Калмыкии, как и по всей России, есть кадровые проблемы в здравоохранении, но, поверьте, у нас в этом плане далеко не худшее положение.

Да,  у нас проблемы с онкологией, туберкулезом. Но везде это есть. Хотя по онкологии у нас на сегодня далеко не самые худшие показатели. Три года как переломили ситуацию по показателю младенческой смертности, снизив ее с 11 промилле до 4,8. По материнской тоже, слава богу.

Руководство республики также беспокоят все эти проблемные вопросы. Потому что здравоохранение – важная  составляющая экономики и социальной сферы региона, ибо оно касается всех, от младенцев до стариков. Поэтому так ощутимы недостатки в нашей системе, поэтому-то они так болезненно воспринимаются людьми, каждого они качаются лично.

– Распоряжением Правительства РФ республика получит средства на укрепление материально-технической базы детских поликлиник в размере 35,3 миллиона рублей. На что конкретно будут направлены средства?

Во-первых, мы будем прислушиваться к рекомендациям специалистов, работающих в амбулаторных службах, оказывающих медицинскую помощь детскому населению. Но мое мнение, что нужно усиливать диагностическую базу. В настоящее время за счет республиканского бюджета и благодаря непосредственно Главе Калмыкии и правительству региона отремонтирована и находится в прекрасном состоянии республиканская детская больница. Но насыщение диагностическим оборудованием оставляет желать лучшего.

– Что по капстроительству, объектам, которые запланированы в 2018 году?

Из переходящих на текущий год проектов, как я уже говорил, это окончание ремонта республиканской больницы им. П. Жемчуева. Что касается других приоритетных объектов, нуждающихся в ремонте, то, в первую очередь, это ремонт филиала детской поликлиники на ул. Хомутникова. Из-за ее закрытия нагрузка на филиалы в 1, 3 и 8 микрорайонах большая, люди вынуждены много передвигаться по городу, чтобы обойти всех врачей, сдать необходимые анализы. А с открытием поликлинических участков, расположенных в здании по улице Хомутникова,  педиатрическое обслуживание детского населения  вернулась в нормальный режим.

Во-вторых, надо вплотную заняться психдиспансером в Приютном. Он давно требует и ремонта, и строительства. Те небольшие улучшения, что там производились, осуществлялась за счет собственных средств медучреждения и при поддержке спонсоров. Данный объект мы тоже внесли в список и передали в правительство заявку на выделение средств. Рассчитываем, что вопрос по ним решится во втором полугодии.

– В заключении, Руслан Тапаевич, поделитесь впечатлением о послании Владимира Путина, в котором много говорилось о здравоохранении. Какие перспективы в реализации озвученных направлений вы видите в Калмыкии?

Во-первых, радует постоянное внимание со стороны главы государства к вопросам развития здравоохранения. Лет 10-15 назад наша отрасль находилась в не самом лучшем состоянии. Сегодня озвученные президентом шаги это уже оттачивание нашей работы.

В послании также прозвучало поручение о том, чтобы все лечебные учреждения были связаны между собой одной информационной сетью. Поэтому предстоящая работа в части полного покрытия оптико-волоконной связью, чтобы мы могли со своими подразделениями ЛПУ общаться в режиме онлайн на высокой скорости интернета – это большое подспорье для нас. Для принятия решений относительно лечения пациентов это – один из важнейших моментов.

Также стоит задача в увеличении количества фельдшерско-акушерских пунктов. В Калмыкии сегодняшнее состояние фельдшерско-акушерской службы, имеется в виду, прежде всего, их материально-техническая база, оставляет желать лучшего. Но, как ставит нам задачу руководитель государства, каждый житель России имеет право на качественную  и доступную медицинскую помощь, в какой бы местности он ни жил.

– В кадровом плане вы готовы?

Практически, хотя, конечно, решить вопрос с обеспечением кадров вновь открываемых ФАПов будет довольно непросто. Но мы сейчас заложили средства  в бюджете на выделение по 500 тысяч рублей фельдшерам, которые изъявят желание работать на селе. В целом, работы впереди предстоит много, но мы – инструменты исполнительной власти, потому все, что нам рекомендуется сделать, в том числе, указывается в таких программных документах, готовы выполнить.

Фото Николая Бошева