Неделя туризма в Калмыкии постепенно набирает обороты. После открытия лукодрома и проведения фэшн-шоу в самом центре Элисты настал черед распахнуть двери этнографическому хотону «Бумбин орн» («Страна Бумба»).

Корреспондент и фотограф интернет-газеты «Степные вести» вооружились всем необходимым отправились туда на открытие нового туристического сезона.

В этнохотоне, на первый взгляд, кажется, что все как-то обыденно и ничего нового. Но стоило поближе приглянуться, то можно было встретить много чего интересного. Мое внимание привлекла табличка возле одной из кибиток с названием «Культштурм в Калмыкии». Зайдя туда, я встретил научного сотрудника экспозиционного отдела Национального музея Калмыкии им. Н. Пальмова Ирину Каруеву и поинтересовался экспозицией, которая располагалась в кибитке.

«Эта экспозиция посвящена 90-летию с начала движения ликвидации коллективной безграмотности в Калмыкии.

Именно в 1928 году 3,5 тысячи учителей и просто грамотных людей, а также 1,5 тысячи студентов отправились в калмыцкую степь для того, чтобы научить неграмотное население читать и писать.

Неграмотность – это был большой бич, особенно в наших степях. В 1920 году число грамотных людей составляло 5,6 процента, что совсем мало. Поэтому эта задача стояла номером один. Ну и в связи с декретом о ликвидации безграмотности.

Так что нужно было научить взрослых людей хотя бы элементарно читать по слогам», – рассказала Ирина Алексеевна.

Здесь можно увидеть предметы тех времен: парты, ручки, чернильницы, учительский стол, старый глобус, напольные счеты, учебники, грамоты и манишки культармейцев и передвижная изба-читальня.

Сотрудница музея обратила мое внимание на печатную машинку, на которой в свое время первый профессор Калмыкии Бата Бадмаев печатал первый калмыцкий букварь.

Более того, Ирина Алексеевна подчеркнула, что все предметы являются подлинными и хранятся в Нацмузее.

Находясь под впечатлением от увиденного, я продолжил свою экскурсию по хотону, тем более что встретившаяся моя коллега сказала, что неподалеку от этнохотона происходит процесс сборки-разборки юрты. Поблагодарив Ирину Алексеевну, я поспешил туда. Ведь не каждый день можно видеть как собирают юрту. Журналистская братия, окружив ремесленников, принялась расспрашивать их. На наши вопросы любезно ответил руководитель мастерской «Ишкя Гер» Эрдни Очир-Араев.

– Что самое главное при сборке кибитки? – спросили журналисты.

– Здесь все главное, каждая часть важна. Если неправильно скрепить или завязать, то юрта может упасть, – ответил Эрдни.

– Какое среднее время сборки?

– При сборке «Ишкя Гер» не надо торопиться, так как здесь неважна скорость.

– Главное правило во время сборки?

– Внимательность, поскольку все нужно правильно расположить.

– Какой материал используете?

– Сосну, потому что это более распространенное у нас дерево. Можно в принципе и березу, но она дороже по цене, а сосна – наиболее дешевый вариант. Вообще изначально я подбирал материалы так, чтобы любой житель Калмыкии или России смог по приемлемой цене приобрести юрту.

– Вы сами все изготавливаете?

– У нас семейный подряд. Вместе с отцом мы работаем по дереву, а сестры выполняют работы по тканям.

– А когда и как научились этому ремеслу?

– Два года назад. Был у меня сложный период в жизни и вот однажды я пошел до ламы, который в разговоре спросил у меня о том, что я умею делать. Я ответил, что умею работать с деревом, плотник.

Тогда он посоветовал делать юрты. После этого, я еще дня два раздумывал над тем, зачем мне это нужно. В итоге я согласился и тогда он попросил сделать для него юрту.

С тех пор я начал собирать информацию в Интернете и в Казахстане. Почему там?! Потому что ойратская и тюркская юрты по строению в основном похожи.

Кроме того, списывался с алтайцами и синцьзянскими калмыками, поскольку у них хорошо ремесло сохранилось. И также с казахами поддерживаю связь.

– Выходит вас привела жизненная необходимость, а сейчас не жалеете?

– Нет, мне очень приятно работать с деревом, как и моему отцу.

– А сколько времени уходит на изготовление одной юрты?

– Если я буду работать один, то на это уйдет месяц. Если с отцом, то 20 дней, а если всей семьей, то полмесяца.

– Насколько это выгодно?

– В основном я сдаю юрты в аренду на разные праздничные мероприятия: свадьбы, юбилеи и. т. д.

Когда приходит заказ, я выезжаю и обсуждаю с заказчиком место расположения, а затем сам устанавливаю.

Сейчас у меня 10 изготовленных кибиток и планирую сделать еще 5.

Побеседовав с народным умельцом, мы снова направились в этнохотон, где в этом время начинался концерт.

Перед его началом жителей и гостей степной столицы с открытием очередного туристического сезона поздравили почетные гости, среди которых заместитель Председателя Правительства РК Боова Бадмаев, вице-спикер Народного Хурала (Парламента) РК Николай Нуров, шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и представитель Элистинской и Калмыцкой епархии протоиерей, отец Анатолий.

Наблюдая за изящными танцевальными движениями артистов Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты» заметил двух молодых людей похожих на туристов. Они с большим интересом смотрели за происходящим на сцене и фиксировали все на камеры своих телефонов.

– Вы туристы? – спросил я.

– Меня зовут Антон Квитанцев, я автор общероссийского проекта и сообщества «Неизвестная Россия», который занимается развитием внутреннего туризма, – представился парень.

– Что это за проект?

– Если говорить вкратце, то мы ездим по регионам, берем там самое клевое и затем это показываем гостям.

То есть сначала мы много изучаем регион с помощью Интернета, а затем на месте бегло проезжаем по выстроенному маршруту и плюс общаемся с местными жителями, уточняя некоторые нюансы.

Мы делаем так, чтобы это было интересно, занятно и оставило наилучшие воспоминания о субъекте.

– Калмыкию впервые посещаете?

– Нет, здесь мы были уже осенью. Вообще мы в прошлом году провели 16 выездов по 10 направлениям, и отмечу, что Калмыкия стала лучшим выездом в плане интереса и неожиданности.

– А как вы узнали о Калмыкии и с кем здесь контактировали во время первого приезда?

– О Калмыкии узнали, потому что в принципе у нас такая работа знать все и обо всех. Найти контакты тоже особого труда не составило. Потому что наше сообщество Вконтакте насчитывает 50 тысяч подписчиков, и мы попросили там написать кого-нибудь из Калмыкии, и такие люди откликнулись.

И сейчас, и тогда местные жители нам очень помогают. Так что, пользуясь, случаем хочу выразить им благодарность за это.

– А какие места в Калмыкии вас удивили?

– Если сравнивать Калмыкию с соседними регионами, то она как другая планета абсолютно во всех сферах: отличие во внешности, оформлении городов и окружающего ландшафта. В принципе степей вокруг много, но калмыцкая распознается безошибочно.

Очень хорошие у нас получились выезды в заповедник «Черные земли», где мы наблюдали за сайгаками и к монгольским семьям рядом с Яшкулем, они разводят верблюдов.

Элиста – город хоть и маленький, но его можно на самом деле с интересом изучать дня четыре, во многом из-за того, что достопримечательности здесь разбросаны.

– Что скажите об этнохотоне?

– Конечно, хорошо, что есть такое место. Видно, что оно только развивается, но начинание отличное. И вообще хочу сказать, что у Калмыкии очень большой туристический потенциал, и это не только тюльпаны. То есть понятно, что пик турпотока приходиться на время цветения тюльпанов, но стоит делать такие Недели туризма и в другие времена года, при этом показывая и другие стороны.

В завершение нашего разговора Антон сказал, что в четверг они планируют организовать приезд двух небольших групп туристов из разных уголков России. Кстати, он посетовал на логистику, отсюда, по его мнению, и наблюдается слабый приток туристов.

Пожелав ребятам удачи, я решил пройтись по кибиткам, где расположись наши народные умельцы. И в одной из них я задержался подольше, поскольку там проводился мастер-класс по известной национальной игре-головоломке «Нярн шинҗ». Мое внимание особо привлекла маленькая девочка, которая, как опытный игрок, поэтапно объясняла мужчине, как вынуть планку («смычок») из плена колец. В течение нескольких минут я с таким интересом наблюдал за тем, чем же все закончится. И вот спустя некоторое время вуаля – планка освобождена.

Эту девочку зовут Надя Бурцева, ей 11 лет и она учится в Калмыцкой этнокультурной гимназии им. Зая-Пандиты. Калмыцкой головоломкой она занимается с 9 лет.

«Игрой «Нярн шинҗ» занимается и изготавливает ее мой дядя. Еще мама в детстве сама играла в нее и решила научить меня. Она мне показала половину, а дальше я сама додумалась как сделать. Мой рекорд по разборке и сборке игры составляет 4 минут 6 секунд», – похвасталась девочка.

Кстати, она также учится в детской художественной школе им. Г. Рокчинского.

Вот таким для меня познавательным, интересным получилось открытие нового сезона в этнографическом хотоне «Бумбин орн». На этом Неделя туризма в Калмыкии не заканчивается, впереди еще много интересных мероприятий, финалом станет Фестиваль тюльпанов, который пройдет в выходные (21-22 апреля) на территории Целинного района.

Фото Николая Бошева

и автора