Сегодня в Элисте состоялось межрегиональное совещание Союза автотранспортников ЮФО с участием представителей транспортных компаний, автовокзалов и автоколонн регионов. Началось совещание с приятного события – президент  Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов вручил медаль директору ООО «Транс Юг» (Элиста) Александру Борисенко за значительный вклад в развитие автотранспортной отрасли.

Открывая заседание, исполнительный директор регионального Союза автотранспортников Ставропольского края Сергей Левшаков провел краткий экскурс в историю создания Ассоциации автоперевозчиков и автовокзалов ЮФО. Так, в марте 2000 года представителями Калмыкии, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области была создана эта межрегиональная организация. На сегодняшний день в ассоциации состоит 26 организаций, которые представляют 10 регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Слово было предоставлено присутствовавшему на мероприятии Главе РК Алексею Орлову.

«То, что такое мероприятие проводится в Элисте для нас это очень значимое событие. Потому что в отсутствии серьезного пассажирского транспорта заменяющего на сегодняшний день автомобили в Калмыкии, я имею в виду отсутствие авиасообщения и железнодорожного сообщения, автомобильный пассажирский автотранспорт является одним из основных «кровеносных органов» не только республики, но и в целом Юга России и страны», – отметил руководитель республики.

Глава Калмыкии напомнил о прошедшем осенью прошлого года заседании президиума Госсовета в Ульяновске, на котором Президент России Владимир Путин много внимания уделил развитию общественного автотранспорта и автовокзалов.

«Не секрет, что на сегодняшний день межрегиональные сообщения, связи и авиасообщения пока оставляют желать лучшего. Безусловно, правительство страны предпринимает шаги для того, чтобы сегодня этот сегмент сообщений между регионами развивался успешно, эффективно и безопасно. К примеру, в конце первого полугодия этого года мы открываем авиасообщения не только в Москву, но и в Ростов-на-Дону и Сочи. Но это, безусловно, недостаточно.

Поскольку несколько тысяч жителей на Юге страны передвигаются в основном на автотранспорте. Так что сообщения между нашими населенными пунктами в основном происходит автосообщениями. В связи с этим пассажирский автотранспорт, а именно его безопасное содержание и техническое – это проблемы номер один», – подчеркнул Алексей Маратович.

Обратил внимание и на состояние автовокзалов на Юге России, в первую очередь связанное с обеспечением антитеррористическое безопасности.

«Нам пока до идеала далеко. Но имеются объективные причины, которые не дают нам в полной мере осуществить весь комплекс антитеррористических мероприятий, но главное сегодня сделано.  В крупных городах Юга страны на сегодня, по представленным нормам в целом, состояние удовлетворительное.

В Калмыкии мы также провели ряд мероприятий для того, чтобы обеспечить безопасность. Мы предпринимаем в этом году еще комплекс мер для того, чтобы прийти к должному уровню. Но предстоит еще много работы», – сказал Алексей Маратович.

Говоря о техническом состоянии автотранспорта, осуществляющего пассажироперевозки, он отметил, что необходима совместная работа с Союзом автотранспортников в части проведения профилактических мероприятий с перевозчиками. Также подчеркнул, что органы техконтроля и надзора делают немало для того, чтобы техническое состояние автотранспорта, выходящего на маршруты, было идеальным.

«Я думаю, что подобные встречи, которые Союз автотранспортников России, проводит, безусловно, нацелены на решение этих задач. То, что вы выбрали Элисту для проведения совещания – это хороший знак для наших транспортников в том смысле, что есть понимание и уделяется значение Элисте, как одному из транзитных узлов на Юге страны.

Конечно же, это знак и того, что те вопросы, которые сегодня решаются как на Юге России, так и в целом по стране, будут иметь прямое и конкретное воплощение здесь, в Калмыкии. Те, кто нас услышит – это  перевозчики, руководители автовокзалов, других ведомств, связанных с пассажирскими автосообщениями.

Думаю, что данное заседание станет результативным, продуктивным и самое главное – в процессе общения мы найдем совместный способ решения тех проблем или задач, которые стоят перед нами», – подытожил выступление Алексей Орлов.

Далее участники перешли непосредственно к обсуждению реализации Федерального закона № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, темой обсуждения стали новые поправки в закон, которые были внесены в декабре прошлого года. Так, по словам Сергея Левшакова, первой проблемой в законе для перевозчиков и автовокзалов является то, что там никак не прописан статус дополнительных рейсов. Он пояснил, что существует дни пиковых перевозок (праздничные дни, отток молодежи на поступление в вузы Москвы и Санкт-Петербурга), когда пассажиропоток увеличивается в несколько раз. В соответствии с существующей статьей закона, те перевозчики, которые располагают свидетельствами и парками маршрута, не в состоянии обеспечить этот пассажиропоток, отметил он.

Даже с принятием поправок проблема все еще не решена, и на сегодняшний день перевозчики и автовокзалы выполняют эти рейсы на свой страх и риск. Поскольку существуют большие штрафные санкции.

«В тоже время появилась такая тенденция, что органы Ространснадзора именно в сезон пиковой нагрузки  проводят проверки на предмет того, кто возит пассажиров с автовокзалов и в итоге пассажиры уходят к тем перевозчикам, которые работают с автовокзалом, так как там никакого контроля не будет», – посетовал Сергей Филиппович.

Вторая проблема касается открытия новых маршрутов.

«На основании закона был подготовлен приказ Минтранса России, который регламентировал интервалы между маршрутами. Мы все понадеялись, что наконец-таки проблема маршрутов будет решена, но практика показала, что за время существования этого закона, наоборот, в массовом порядке стали появляться маршруты, которые накладывались на уже существующие, и отправлялись за несколько минут до них.

Вроде бы новый приказ министра по интервалам эту проблему решает, но возникает другая проблема. Теперь перевозчики,  которые уже долгое время ездят по маршруту, внесенный в реестр, в случае, если остановочный пункт по той или иной причине уже не существует, должен поменять расписание и убрать его. Он начинает менять расписание, но тогда ему нужно будет теперь согласовать его со всеми перевозчиками, которые работают по этой линии, в том числе с новыми, которые еще даже не приступили к работе, а просто имеют документы на этот маршрут.

Неожиданным для нас стало и то, что переписали саму трактовку остановочных пунктов. То есть раньше было написано о том, что остановочный пункт мог располагаться на автовокзалах и автостанциях, но могут быть пункты и вне их, но только если они соответствуют определенным требованиям.

Теперь согласно новой трактовке разрешается останавливаться транзитным маршрутам на остановочных пунктах вне автовокзалов и автостанций, если это регламентировано соответствующим нормативно-правовым документом органов власти регионов. Но прошло 4 месяца, а местные власти до сих пор не поймут, что это за документ и что он должен содержать. Непонятно, касается ли это тех остановочных пунктов, которые уже внесены в реестр или тех, которым только предстоит войти туда», – выразил недоумение общественник.

Также Левшаков пояснил, что в новой редакции закона исчезло понятие «ночная стоянка» для автобусов и появилось  понятие «стоянка послерейсовая», но уже в законе о безопасности дорожного движения и срок видения в действие переносится на год, поскольку требования к изменениям еще не прописаны и должны появиться в виде приказа Минтранса.

Также, по мнению Сергея Филипповича, непонятна ситуация и с международными перевозками.

«По международным перевозкам отмечу, что они организуются в рамках двусторонних соглашений между Россией и другим государством. В Минстрансе существует комиссия, которая рассматривает предложения перевозчика на открытие или изменение международных маршрутов, и там все прописано. Федеральный закон № 220 никакого отношения к этому не имеет», – пояснил президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов.

Что касается реализации закона, то он отметил, что в настоящее время много вопросов по этой теме обсуждаются, но не решаются.

«У нас 70-80 процентов автобусов большой вместимости старше 15-20 лет, это утиль и на таком транспорте мы возим пассажиров, а муниципалитеты и представители бизнеса из-за сложной экономической ситуации не могут обновить автопарк.

Острая проблема и с водительскими кадрами по всей стране: текучесть составляет 20-25 процентов. А при тех обременениях по транспортной безопасности ситуация еще больше ухудшается. Так, водителя городского транспорта сделали ответственным за транспортную безопасность, что значит теперь он в случае теракта должен доказывать правоохранительным органам, что принял все меры, но не смог предотвратить.

Плюс неудобное проведение аттестации. Много ненужного, которое в результате никак не влияет», –  подчеркнул Старовойтов.

Таким образом, он призвал участников ассоциации объединиться и отстаивать свои интересы, поскольку, по его словам, порой дискуссии проходят не в равных условиях.

Также  Олег Игоревич посоветовал им взаимодействовать с местными органами исполнительной власти, чтобы те, в свою очередь, обращались с предложениями в Минтранс и Госдуму.

«Мы в Союзе поняли, что если ты хочешь что-то продвинуть и сделать, то нужно самому предлагать решения, поскольку никто кроме нас этого делать не будет»,  – сказал руководитель Российского автотранспортного союза.

Глава Калмыкии Алексей Орлов также высказал свое мнение относительно этой темы: «Я соглашусь с теми высказываниями относительно того, что наблюдается излишний объем обременительных критериев, которые возлагаются на перевозчиков или предприятия обслуживающих пассажирские сообщения. Причем тогда, когда создается узкий сегмент организаций разного уровня, как под час на 90 процентов коммерческих организаций, которые назначаются операторами и регуляторами, или тогда, когда органам местной власти спускаются критерии, термины и положения, которые по сути дела невыполнимы с точки зрения антитеррористической безопасности.

Другой вопрос мы должны создавать условия здесь на предприятиях, автовокзалах, которые требуются, но разумные и те, которые по плечу.

Сегодня во многих городах Юга России городской государственный общественный транспорт минимизирован и, как правило, большинство частных перевозчиков.

Но какой-то сегмент должен быть и вот здесь, что касается государственного сегмента, на примере Элисты, мы эту тему некоторое время тому назад начали и продолжим, при этом, несколько не умоляя прав коммерческих перевозчиков.

Более того, все выгодные коммерческие маршруты будут предоставлены частникам, а невыгодные – республика  планирует взять на себя с помощью субсидирования. Еще одна первостепенная задача – наладить межрайонные сообщения на государственном уровне».

Участники заседания также заслушали информацию о проведении очередного съезда и конференции Российского автотранспортного союза, которое состоится в июне текущего года в Сочи; обсудили вопросы, касающиеся выполнения порядка об обеспечении условий доступности пассажиров из числа инвалидов; озвучили проблемы, с которыми они сталкиваются в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу.

Фото автора