В рамках празднования священного для буддистов месяца Ур Сар в преддверии национального праздника – День рождения Будды Шакьямуни в  воскресенье в Элисте, на территории центрального хурула Калмыкии,  состоялось выступление сводных оркестра и хоров Калмыкии. Рекордное количество музыкантов – 700 человек  – своим вдохновенным исполнением сделали музыкальное подношение трем драгоценностям буддизма – Будде, Дхарме и Сангхе и прекрасный подарок жителям республики и ее гостям.

Уже в третий раз в столице степного региона проходит эта масштабная культурная акция, и с каждым годом она привлекает все больше участников и зрителей. Напомним, первое выступление сводного оркестра у стен Калмыцкого хурула состоялось три года назад при участии трехсот тридцати домбристов. Проект был реализован в дни празднования 10-летия со дня открытия храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» по инициативе шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В 2016 году в концерте в честь празднования Ур Сара приняли участие уже около пятисот исполнителей на народных инструментах.

На этот раз в грандиозном музыкальном флешмобе было задействовано уже семьсот  человек. Наряду с артистами Национального оркестра Калмыкии, педагогами и учащимися Элистинского училища искусств им. П. Чонкушова в ансамбль инструменталистов влились воспитанники школ искусств и детских музыкальных школ, прибывшие со своими наставниками из разных уголков республики. Кроме того, впервые в программу включили вокальные номера в исполнении более двухсот хористов, в их числе заслуженные артисты Калмыкии из состава Государственного хора РК имени Анатолия Цебекова во главе с его художественным руководителем Ольгой Сердюковой, а также более 60-ти юных певцов под руководством не менее талантливого хормейстера Натальи Дукмановой.

И все это множество творческих единиц сумел объединить в одно целое, настроить как тончайший камертон и придать восхитительное звучание, без преувеличения, мэтр калмыцкого музыкального искусства, выдающийся дирижер и организатор концертной деятельности – заслуженный деятель искусств РК Савр Катаев. Именно он занимался подбором музыкального материала и аранжировкой композиций, составлением сценария мероприятия и подготовкой музыкантов к выступлению.

Всего зрители услышали семь произведений (в прошлый раз было шесть). Среди них две увертюры на калмыцкие темы, восхваление «Сюмин магтал» и калмыцкие народные наигрыши. Сострадание, любовь и мудрость – три ведущие ноты в значении древней буддийской мантры прозвучали в исполнении Лиджи Горяева, чей голос был, как всегда, чарующим и по-особенному проникновенным. Считается, что именно эта священная молитва на санскрите символизирует чистоту и святость тела, речи и ума великого Будды.

Главным же сюрпризом для зрителей и настоящим откровением для гостей мероприятия стало выступление старейшей калмыцкой домбристки, народной артистки республики Булгун Манджураковой. Булгун Бюрчиевна в 91 год отлично выглядит, по-прежнему уверенно держит домбру и мастерски исполняет на ней калмыцкие наигрыши. Она обратилась к землякам на родном языке, напутствовала  артистов и в особенности творческую молодежь на то, чтобы они продолжили традиции музыкального и устного народного творчества калмыцкого народа, сохранили наследие наших предков.

После концерта в кратком интервью «Степным вестям» Савр Катаев поделился своими впечатлениями от мероприятия, поведав о том, сколько сил и труда было вложено и какие у него ощущения от проделанной работы.

– Впечатления самые замечательные, не описать словами! – признался дирижер Национального оркестра РК. – Подготовка к флешмобу у нас началась давно, за полгода до намеченной даты мы знали, сколько у нас будет людей, сколько коллективов, главное было их сорганизовать. Хоры у нас впервые участвовали, впервые в оркестре звучали такие инструменты, как ятха и саратовская гармошка. Можно сказать, что все происходившее сегодня было будто бы в первый раз. У нас и посадка была другая, и большее количество озвученных микрофонов. О технической стороне звучания судить зрителям, каким звук доходил до них, но мне как дирижеру прекрасно было слышно всех музыкантов, даже тех, что не был подзвучен. И я удовлетворен тем, каким было между нами согласование.

Я думаю, что такие мероприятия очень нужны всем нам, и музыкантам, и зрителям. Хотел бы поблагодарить авторов идеи шаджин-ламу Калмыкии и монашескую сангху центрального калмыцкого хурула, коллектив Министерства культуры и туризма республики во главе с Хонгром Бадмаевичем Эльбиковым, мой родной коллектив Национального оркестра РК, который выступил в авангарде сводного оркестра, Государственный хор Калмыкии – он также был в авангарде. Отмечу также хоры наших школ искусств, которые прекрасно подготовила к выступлению Наталья Пантелеевна Дукманова, спасибо ей огромное.

Вообще, все молодцы: собрались и сделали для людей такой замечательный подарок! Сработали на отлично и музыканты, и солисты. Выбор солистов был тщательно выверенный – к каждому номеру подыскивался свой голос и образ. Удачным, на мой взгляд, стал также дуэт Лиджи Горяева и Ольги Петрушкиевой.  Для последней выступление в формате такого большого массового мероприятия было впервые. И то, что шавашисты были задействованы, это тоже внове. Я был в жюри телевизионного конкурса «Теегин айс», этих детей там приметил и решил, что они смогут достойно выступить. И действительно – сегодня просто покорили сердца людей эти ребята.

Изюминка нашего мероприятия в том, что мы действительно сделали подношение музыкой, идущей от сердца. В концерте не было ни одной фонограммы. Все участники играли и пели вживую, начиная с шестилетних домбристов, заканчивая старейшей исполнительницей народных мелодий Булгун Манджураковой, которой за 90 лет. Также огромное спасибо звукорежиссеру Радио Калмыкии Савру Манджиеву за содействие в подборе репертуара. Это он отыскал в архивах радио запись «Сюмин магтал», а для следующего раза, по его словам, он также поделится уникальным музыкальным материалом.

К сожалению, зрители не увидели номера с эпосом «Джангар». Прежде мы включали такие выступления в программу, и в этом году я пригласил участвовать в проекте восемь джангарчи, но они в силу разных причин не смогли приехать. Очень жаль, но я уверен, что в следующий раз у нас обязательно будет номер с «Джангаром».

Вообще, что касается продолжения проекта, то все мы, конечно, этого хотим. Я человек, которому не свойственно предаваться эйфории. Просто считаю, что нам нужно работать дальше. Здорово, что была взята такая планка. Подобно тому, как прыгуны ставят сначала одну высоту, затем добавляют сантиметры, точно так же действуем и мы. Все должно идти постепенно и иметь под собой основу.

Про «тысячу домбристов» на будущее скажу так. О цифрах я вообще не думаю. Я готов работать с 10-ю музыкантами, 50-ю, с оркестром от ста и более, в любом количестве. Лишь бы у этих людей горело сердце, душа у них радовалась. К счастью, так у нас и было: приезжаешь в район на прослушку и так приятно видеть детей, у которых глаза сверкают и которые хором кричат: «Мы приедем к вам, мы хотим выступать в сводном оркестре!»

Потому я хочу выразить огромную благодарность этим детям, которые столько произведений смогли выучить. И, конечно, большое спасибо их родителям и педагогам за то, что прививают им любовь к народной музыке и поддерживают их порывы.

Мне приятно, что у нас новые лица появляются, качественные голоса. Я много работаю с молодежью и могу сказать, что она у нас очень талантливая, и ей нужно почаще давать возможность выступать, нужно продвигать молодых артистов. Культуру нашу следует развивать, начиная с детей и молодежи. Тогда мы будем спокойны за свое будущее.

Фото Николая Бошева