9 июня состоится 36-я сессия Народного Хурала (Парламента) Калмыкии, в повестку которой предварительно включено 24 вопроса, включая «правительственный час», посвященный теме образования. В числе законопроектов, предложенных к рассмотрению депутатам, большой пакет нормативных правовых актов бюджетной направленности, отзывы на поправки в федеральные законы, а также постановление о назначении выборов депутатов Народного Хурала.

В соответствии с регламентом законодательного органа накануне сессии состоялись заседания основных комитетов республиканского парламента, на которых предложенные субъектами законодательной инициативы законопроекты подверглись тщательному изучению и детальной проработке. В частности, на заседании комитета по бюджету, экономической политике, предпринимательству и собственности депутаты рассмотрели девять вопросов, главными из которых были отчеты об исполнении республиканского бюджета и бюджета Территориального ФОМС за 2017 год, а также поправки в бюджет последнего на текущий год и плановый период до 2020 года.

Министр финансов республики Очир Шургучеев в своем докладе об итогах исполнения регионального бюджета за 2017 год констатировал, что по доходам он исполнен на 97,6%, а по расходам – на 94,6%. За прошлый год в бюджет РК поступило доходов в сумме 11 млрд 27,3 млн рублей (из них 10 млрд 340,8 млн рублей – собственные доходы), расходы составили 11 млрд 504 млн рублей, дефицит при этом составил 476,6 миллиона, или 9% от доходной части. Объем налоговых и неналоговых доходов составил 5 млрд 119,3 млн рублей, или 46,4%  от общего объема доходной части, безвозмездных поступлений – 5 млрд 908 млн рублей, то есть соответственно 53,6% в структуре республиканского бюджета.

По итогам 2017 года Республика Калмыкия вошла в тройку лидеров среди субъектов РФ по темпам роста собственных доходов консолидированного бюджета территории: если в целом по стране данный показатель – 108,4%, к уровню предыдущего года, то в нашей республике – 129,5% (в абсолютном выражении прибавка  составила 1 млрд 593,1 млн рублей).

Возросли поступления по всем основным бюджетообразующим налогам – это налог на прибыль, налог на имущество и НДФЛ, но наиболее значительный рост продемонстрировал налог на прибыль организаций (поступления по нему выросли в 3,4 раза или на 1 млрд 419 млн рублей и составили по году 2, 14 млрд рублей). Это обусловлено увеличением сумм платежей крупнейших налогоплательщиков (в 2017 году ими стали АО «КТК-Р», ПАО «Лукойл», «Сбербанк», «Газпром» и ООО «Дальняя степь»). Также в отчетном периоде по сравнению с 2016 годом увеличились на 5% поступления по налогу на доходы физических лиц, что стало результатом проводимой властями региона политики по улучшению уровня жизни населения, повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках реализации «майских указов» и увеличением размера МРОТ. Также возрос темп роста, на 5,2%, доходов по транспортному налогу. Вместе с тем уменьшились поступления акцизов на 17,8%, отметил Шургучеев.

Расходная часть бюджета РК за прошлый год по сравнению с 2016-м увеличилась более чем на 15% и составила, как уже было отмечено, 11 млрд 504 миллионов, из них расходы социально значимого характера выросли на 18,6%, или 1 млрд 258 млн рублей и составили 8 млрд 27 млн рублей. В структуре расходов наибольший удельный вес заняли расходы на социально-культурную сферу (почти 111 % к уровню 2016 года). Всего на реализацию 17 государственных программ РК из республиканского бюджета было направлено 10 млрд 999,4 млн рублей, что составило 95,6% в объеме общих расходов или 94,6% от уточненных годовых значений.

Тем не менее, по словам министра финансов, остались проблемные вопросы по расходам в части социального обеспечения населения (выплаты репрессированным и прочим льготным категориям граждан), но на сегодняшний день задолженность полностью погашена и ситуация выравнилась. И по лекарственному обеспечению на начало года сохранялась задолженность по контрактам поставщиков, которая в настоящее время также погашается. Что касается федеральных средств, тех субвенций, которые выделяются федеральным центром региону на обеспечение социально затратных финансовых обязательств, то они поступают в полном объеме и так же расходуются строго по целевому назначению. И даже с учетом ежегодно возрастающей финансовой нагрузки в связи с увеличением количества льготополучателей, правительство республики старается выполнять все эти социальные обязательства, подчеркнул Очир Шургучеев.

В ходе заседания члены комитета также заслушали директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования РК Сергея Якшибаева, выступившего с докладом об исполнении бюджета ТФОМС за 2017 год. Он отметил, что в отчетном периоде его доходы составили 2 млрд 708 млн рублей, что на 66,7 млн рублей больше, чем было утверждено. Процент выполнения по доходам составил 102,5%. По состоянию на начало текущего года средств на расчетном счету организации насчитывалось 8 млн 248,8 тыс. рублей. Фактическое исполнение расходов бюджета ТФОМС за 2017 год составили 2 млрд 705,4 млн рублей, или 99,8% к бюджетным назначениям.

Также Сергей Якшибаев прокомментировал проект поправок, предложенных к внесению в закон о бюджете ТФОМС на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Речь идет о включении в него в рамках территориальной программы ОМС расходных обязательств в связи с необходимостью установления для ООО «Клиника высоких технологий микрохирургии глаза г. Элиста» государственного задания. Цена вопроса – 39 млн рублей – не столь велика, тем более эти средства поступят из  федерального ФОМС, но их перераспределение позволит привлечь местных пациентов и тем самым уменьшить объем средств , выплачиваемым иногородним клиникам за медицинское обслуживание жителей Калмыкии.

Кроме того, в рамках рассмотрения вопроса о бюджетах ТФОМС депутаты заслушали врио министра здравоохранения РК Юрия Кикенова, который изложил свою точку зрения и план действий министерства, которым ему с недавних пор поручено руководить, относительно финансовой основы деятельности системы здравоохранения и решения кадровых проблем в отрасли.

Фото: пресс-служба Народного Хурала РК