Второй год в Калмыкии работает санавиация: больных из разных, в том числе отдаленных населенных пунктов на вертолете перевозят в Элисту, либо из столицы республики на воздушном судне отправляют пациентов в федеральные медицинские центры соседних городов. Только с начала нынешнего года, рассказывает заместитель директора Республиканского центра медицины катастроф Наталья Очирова,  выполнено тридцать полетов. Эвакуировано 36 пациентов разных возрастов, среди них пять детей, в возрасте до года – двое. Медработники спасали жизни людей, страдающих кардиологическими  и онкологическими заболеваниями, с травмами, с тяжелой формой пневмонии.

Воздушное судно «МИ-8»  базируется в элистинском аэропорту, пилоты  авиакомпании «Скол» из Сургута проживают в Элисте. Его прием нашей, калмыцкой, стороной, осуществлен 17 мая. На следующий день, 18 мая, был подписан соответствующий контракт, и дан старт полетам.

Вертолет над степью

Прием борта – мероприятие важное, врачи должны быть уверены в исправности воздушного судна, его готовности служить человеку. В течение часа после поступления заявки об эвакуации больного вертолет должен взлететь. Так, к слову, и  происходит, нареканий в адрес «железной птицы» и пилотов у калмыцких медработников нет. Заметим, что в прошлом году полеты осуществляли представители авиационно-спасательного отряда Южного регионального центра МЧС (Ростов-на-Дону). И в том, и в другом случае вертолеты эксплуатируют наши, российские, не старше 2014 года выпуска, оснащенные медицинским модулем с возможностью эвакуации двух пострадавших.

Надо отметить, что санавиация в Калмыкии после долгого перерыва возродилась в прошлом году благодаря  приоритетному проекту «Обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных регионах Российской Федерации».

Республика стала участницей этого проекта в числе 34 регионов. «Авиационная медицинская помощь для нас очень важна, территория нашей республики – одна из крупнейших на Юге России, удаленность населенных пунктов от центра предоставления высокотехнологичной медпомощи очень высокая», – отметил Глава РК Алексей Орлов в феврале прошлого года на рабочем совещании, посвященном участию региона в проекте. Он подчеркнул, что санитарная  авиация – наиболее удобный способ спасения жизней.

Об этом говорит и Наталья Очирова. Мы беседуем с ней в административной части Республиканского центра медицины катастроф, что по улице Илишкина, 17. Наталья Пюрвеевна рассказывает, что в составе учреждения два структурных подразделения – отделения экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации; материально-технического обеспечения. Они действуют на территории республиканской больницы имени Жемчуева.

По словам собеседницы, в прошлом году санавиация оказала помощь 224 больным, в том числе с травмами, а также с острым нарушением мозгового кровообращения, острым коронарным синдромом. Консультация на месте проведена 50-ти гражданам. Госпитализировано 172 пациента, из них в специализированные медицинские организации республики 134, в медицинские центры других регионов – 38.

134 человека по жизненно важным показаниям госпитализированы в медицинские организации  нашей республики.

«Нередко эвакуируем пациентов в Астрахань, в кардиоцентр и ожоговый центр. Чем быстрее  человеку, состояние здоровья которого оценивается как критическое,  будет оказана высококвалифицированная медпомощь, тем лучше», – констатирует Наталья Очирова.

Это касается и ситуаций, связанных с ДТП. Когда много пострадавших, «скорая помощь» вызывает коллег из санавиации, и те прибывают либо вертолете, либо на автотранспорте, на реанимобиле.

Врачи считают, что граждане должны уметь оказать себе и окружающим первую помощь. Как раз здесь, в крепком стареньком особнячке  на  улице Илишкина, 17,  и обучают этому будущих водителей. Все для успешной учебы имеется, вплоть до  запоминающихся манекенов с имитациями  ожогов и ран. Эти же куклы  в человеческий рост бывают задействованы во время  олимпиад  школьников по ОБЖ.

Сердце медицины катастроф

Из административного здания мы переезжаем на редакционном автомобиле на Пушкина, 52, на территорию ресбольницы, и попадаем в самое сердце Республиканского центра медицины катастроф – в отделение экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации, которое кратко именуют санавиацией.

Отделение находится на первом этаже, занимает довольно просторное помещение. Здесь трудятся семь фельдшеров,  именно сюда стекается вся информация о том, кого, когда и куда надо срочно отправить, в каком районе срочно требуется для консультации узкий специалист  из Элисты и т.д.

«Мы работаем  в режиме повседневной деятельности и режиме чрезвычайной ситуации, – рассказывает старший фельдшер Валентина Андреева. – Принимаем вызовы из  районов и Элисты, оказываем специализированную высококвалифицированную помощь. В чрезвычайных ситуациях оказываем  первую помощь на месте, в зависимости от типа аварии.

Проводим мониторинги тяжелых больных в республике, ежедневно отправляем сводки в Минздрав РК, еженедельно – в Москву,  в федеральный центр медицины катастроф».

Опыт военной жизни помогает

Из семи фельдшеров двое – молодые  специалисты, остальные – со стажем, к  первым относится дежурный фельдшер Арслан Доржиев. Арслан Андреевич трудится здесь с октября прошлого года.  А до того времени, после окончания Калмыцкого медколледжа в 2004 году,  служил в «горячих точках» по контракту, спасая жизни военнослужащих.

В Дагестане, Абхазии, Чечне транспортировал он  больных и раненых вертолетом. Опыт работы Доржиева  с больными именно в условиях воздушного судна, когда надо учитывать особенности состояния человека во время взлета и посадки, или когда вертолет попадает в «воздушную яму», ценят в Калмыкии. А вообще, уточняет Наталья Пюрвеевна, в преддверии реализации приоритетного проекта по развитию санавиции, обучили 10 специалистов из нашей республики на базе центра медицины катастроф в Волгограде.

При том, что во время «военной жизни» Арслан Доржиев бывал в разных ситуациях, видел всякое,  сердцем он не очерствел. «Каждый вылет особенный. Все запоминается: транспортировки в Астрахань, Саратов, медицинская эвакуация больных», – делится он.

Бывает, что кто-то впервые оказался на борту воздушного судна и поднимается в воздух, и фельдшер старается поддержать человека во время его первого полета. Успокаивает, мол, все в порядке. Вертолет у нас хороший, надежный, на борту имеется все необходимое для медработника, и вертолетные посадочные площадки созданы специально для выполнения важного государственного проекта.

«Благодаря вертолету значительно сократилось время эвакуации пациентов, у нас есть возможность оперативно  помочь больным», – считает Валентина Боваевна.

В то же время сами пациенты, о которых так переживают мои собеседники, зачастую даже не знают, кто именно участвовал в спасении их жизней. По крайне мере,  так считают в санавиации. Лишь однажды к  Валентине Андреевой  в  Элисте  подошел незнакомый мужчина, поздоровался и спросил: «Вы помните меня?». Выяснилось, что она возила его, замотанного бинтами так, что и лица не увидишь, после ДТП в Астрахань. И человек запомнил свою спасительницу.

Между прочим, вылетая в районы, бригады санавиации нередко оказывают помощь не только конкретным больным, ради которых и отправлялись на задание, но и другим людям. Старший фельдшер в связи с этим вспомнила поездку в Городовиковск в начале ноября, когда они, забрав из райбольницы пациента, вылетели не в Элисту, а в Яшалту, потому что из этого села поступило тревожное сообщение: ребенок, родившийся  29 октября, которого уже готовили к выписке, почувствовал себя плохо. У него зафиксировали  геморрагическую болезнь новорожденных.  Коллеги из Яшалты попросили элистинских коллег эвакуировать грудничка, жизнь которого находилась в опасности,  в столицу Калмыкии, где есть высококвалифицированные узкие специалисты.

Собеседница рассказывает, что процесс госпитализации пациентов в крупные федеральные клиники  в последнее время упростился  и благодаря телемедицине. Кстати, в этом отделении как раз и организуют телемосты, когда консультации  калмыцким коллегам дают  сотрудники ведущих федеральных  медицинских центров.

По мнению врачей, развитие санавиации – благо для всего региона. Единственное, что их огорчает: авиация в стране сейчас негосударственная, и потому нет системы бронирования мест, работавшей в советский период и выручавшей, когда надо срочно отправить самолетом больного в другой город.  Впрочем, надеются сотрудники отделения, приоритетный проект, согласно которому санавиация действует в 34-ти субъектах, скорее всего,  продолжится до 2024 года, и государство все-таки найдет возможность помочь и в этом случае центрам медицины катастроф.

Реанимации на колесах

Из «сердца» республиканского центра медицины катастроф мы идем в отделение материально-технического обеспечения. Если «МИ-8», спеша на помощь,  взлетает с территории элистинского аэропорта, то реанимобили выезжают в районы именно отсюда, из этих ворот.

На круглосуточное дежурство тут ежедневно  выходят четыре автомобиля, два – детской реанимации и столько же – взрослой реанимации.

«Наши машины – маленькие реанимации на колесах, в них могут находиться кардиолог, невролог, нейрохирург, анестезиолог-реаниматолог и все процедуры делать в пути», – поясняет Наталья Пюрвеевна.

Один из автомобилей тщательно моет ветеран службы Владимир Селезнев. Владимир Анатольевич трудится в отделении водителем с 1990 года. Услышав  мое восхищенно-удивленное «О!», откликается: «Анатолий Михайлович Басанов, водитель детской реанимации, работает здесь еще больше».

О работе рассказывает кратко: «Приехали с задания – сразу машину вымыли, чтобы после смены передать ее напарнику».

– А другие машины пропускают вас на дорогах?

– С этим тяжковато. У нас дорогие в основном узкие, и после дождя желающий уступить путь на обочину не съедет. Ну и мы, в свою очередь, стараемся не создавать аварийные ситуации. Только в крайних случаях, когда везем человек в тяжелом состоянии, едем быстрее.

В целом же, в этом отделении семь автомобилей, из них пять реанимобилей. Тут же обслуживаются и авто министра и его замов. Наталья Пюрвеевна сообщает, что сотрудники министерства нередко выезжают в отдаленные села на встречи с населением.

Предрейсовые осмотры реанимобилей  проводит главный механик Олег Чеканов. Он и замдиректора Республиканского центра медицины катастроф Вячеслав Богданов ведут нас в комнату отдыха для водителей. Четыре кровати, сплит-система, телевизор, термопот – созданы все условия для отдыха работников перед долгой дорогой.

Вызовы из санавиации принимает диспетчер Кермен Батаджиева, с кадрами работает Саглара Пюрвеева. А завскладом Наталья Ленкова отвечает за сохранность так называемого резерва республики на случай чрезвычайной ситуации и повседневной деятельности.

В отдельном здании за тремя замками – одним врезном и двумя тяжелыми навесными, за внушительной железной дверью – сложено все, что понадобится для того, чтобы развернуть дополнительные койки в медучреждениях: матрасы, одеяла, постельное белье, полотенца,  халаты, пижамы, детские кювезы, костыли и даже тазики.

Наталья Пюрвеевна заметила, что Республиканский центр медицины катастроф помог сводному отряду калмыцкого управления МЧС оснастить палаточный городок во время поездки на границу с Украиной.

Подобный склад, но только с лекарственными препаратами, кстати, есть и на Илишкина, 17. И там все  так же строго охраняется. В этом можете не сомневаться.

Фото Николая Бошева  и  из архива Республиканского центра медицины катастроф