В этом году в пяти районах Калмыкии будут построены площадки временного накопления твердых коммунальных отходов

Информацию о том, как в регионе реализуется программа по созданию системы обращения с отходами производства и потребления на сегодняшнем заседании республиканского правительства привела министр ЖКХ и энергетики Нелли Ткачева.

Министр напомнила о том, что в 2016 году в Калмыкии была утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории республики. В мае 2017 года был проведен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО, по итогам которого с ООО «Спецавтохозяйство» заключено специальное соглашение. В сентябре того же года приказом Минприроды РК утверждены нормативы накопления ТКО на территории республики.

Постановлением Правительства РК внесены изменения в государственную программу Республики Калмыкия «Охрана окружающей среды на 2013-2020 годы». Она дополнена подпрограммой  «Создание системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Калмыкия на 2018-2020 годы». В рамках ее предполагается строительство первой и второй очередей современного полигона ТКО с планируемой проектной мощностью до 100 тысяч тонн в год, 10 площадок временного накопления ТКО, в том числе в 2018 году они будут построены в Лаганском, Сарпинском, Юстинском, Городовиковском, Яшкульском районных муниципальных образованиях, а в 2019 году — в Ики-Бурульском, Кетченеровском, Яшалтинском, Черноземельском, Октябрьском районах.

Реализация указанных мероприятий предусмотрена за счет средств регионального оператора без привлечения бюджетных источников финансирования, подчеркнула Нелли Ткачева. По ее словам, в июне-июле текущего года ООО «Спецавтохозяйство» с участием МинЖКХиЭ РК проведены выездные совещания по согласованию с главами сельских муниципальных образований способов и мест сбора, периодичности вывоза ТКО. В результате приняты решения о бестарном способе сбора и вывоза отходов с периодичностью 1-2 раза в неделю с территорий, где отсутствуют многоквартирные дома, и смешанном (контейнерный+бестарный) способе из административных  центров, где имеются многоквартирные дома. В настоящее время проводится работа по согласованию мест расположения контейнерных площадок, графиков (времени маршрутов вывоза ТКО).

Между тем в процессе обследования территорий выявились определенные проблемы, затрудняющие реализацию намеченных планов. Это, во-первых, наличие поселений, где количество прописанных граждан не соответствует количеству фактически проживающих, во-вторых, установленные нормативы накопления ТКО не отражают реальную картину по объему накопленного мусора (по мнению жителей в сельской местности норматив завышен, и вообще они отказываются платить за вывоз мусора). Также обозначилась необходимость актуализации Территориальной схемы в части схем потоков ТКО и наименований объектов обращения с ТКО, запланированных к строительству (площадки временного накопления).

Для разрешения указанных противоречий регоператором совместно с МинЖКХиЭ РК проводится работа с главами сельских муниципальных образований по уточнению списков фактически проживающих граждан по месту регистрации, а также разъяснительная работа среди населения о внедрении новой системы сбора мусора. К слову, к полномочиям органов местного самоуправления относится не только создание и содержание мест накопления ТКО, разработка схем размещения контейнерных площадок и ведение их реестра (порядок будет установлен на федеральном уровне), но и организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Информационно-разъяснительная работа с населением необходима также в контексте предстоящего важного шага – установления единого тарифа на услугу регоператора. В связи с тем, что постановление федерального правительства о снижении платы за негативное воздействие на окружающую среду вышло 29 июня 2018 года, и регионы не успевали принять у себя решение о тарифе, сроках его установления и начала деятельности регоператора на  1 октября текущего года.

Одним из главных вопросов, требующих решения в кратчайшие сроки, это ликвидация накопленного вреда окружающей среде от размещения отходов.

По состоянию на 1 июля т. г. на территории Калмыкии насчитывается 113 объектов размещения отходов (112 свалок и один полигон ТКО в г. Элисте). В настоящее время только существующий полигон ТКО г. Элисты включен в Государственный реестр объектов размещения отходов и только здесь организовано проведение производственного контроля состояния грунтовых вод, почвы и атмосферного воздуха по требованию Роспотребнадзора. Однако на сегодня, по экспертным оценкам, данный полигон заполнен более чем на 90 %.

В связи с изменением законодательства с 2016 года указанные свалки не могут быть преобразованы в полигоны бытовых отходов; на них запрещено размещение отходов, они подлежат закрытию, а земельные участки — рекультивации. Принимая во внимание, что свалки образованы в результате прошлой хозяйственной деятельности, захламленные земли которых находятся в муниципальной собственности, а также учитывая масштабность накопленного экологического ущерба, задача по их ликвидации может оказаться неподъемной для местных бюджетов. Решение обозначенной проблемы представляется возможным только при системном подходе властей всех уровней и при участии средств федерального бюджета, считает Нелли Ткачева.

Предусмотрены мероприятия по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию земель под объектами размещения отходов. Общая их стоимость, включая запланированные средства бюджетов муниципалитетов, составляет 63 млн 101 тыс. рублей, в том числе стоимость проекта рекультивации полигона г. Элисты исчисляется в размере почти 1 миллион рублей.

Соответственно, органам местного самоуправления при формировании местного бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов необходимо предусмотреть расходы на реализацию вышеуказанных полномочий. В том числе в их интересах своевременно разработать проектно-сметную документацию для участия в отборе на предоставление субсидий из федерального бюджета на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба. Для этих целей республиканские Минприроды и МинЖКХ  проводят разъяснительную работу с администрациями муниципалитетов.

Фото из интернета