Хошеутовский хурул, юбилей которого недавно отметили Калмыкия и Астраханская область, является сокровищницей культуры России. Этот храм – живая память о героях Отечественной войны 1812 года, победивших Наполеона, калмыцком князе и военачальнике Тюмене, о  времени строительства прекраснейшего храма, и скорбное напоминание об ошибках прошлого, когда  пытались искоренить   разные религии,  и уничтожали величайшее культурное наследие.

История строительства этого храма тесно связана с историей России и борьбы всего народа нашей страны с французским завоевателем.

Об участии калмыков в тех сражениях сегодня  напоминает известное стихотворение  Федора Глинки,  написавшего: «Я видел, как коня степного на Сену пить водил калмык, и в Тюильри у часового сиял, как дома, русский штык!».

В Париж в числе других воинов победоносно вошли конники  Второго калмыцкого  полка, сформированного князем Тюменем.

«Вернувшись в родовое поместье Тюменевку (ныне село Речное в Астраханской области), нойон Хошеутовского улуса Астраханской губернии Сербеджаб Тюмень решил сохранить память о великой победе: возвести буддийский хурул — храм-памятник, где будут храниться пробитое пулями знамя и оружие Второго полка, –  рассказывается на сайте National Geographic Россия. — За создание Хошеутовского хурула взялись историк и писатель, брат нойона, Батур-Убуши Тюмень и гелюнг (буддийский монах) Гаван Джимбе. За основу они взяли другой архитектурный памятник Отечественной войне 1812 года — построенный по проекту архитектора Андрея Воронихина Казанский собор в Санкт-Петербурге, где были вывешены штандарты, отбитые у французов, и ключи от сдавшихся городов. По замыслу, от центральной части храма — трехнефной молельни с трехъярусной башней — также должны были расходиться полукружьями две галереи величественных колонн, заканчивавшиеся башенками.

Есть любопытная версия: если взглянуть на первоначальный план всего сооружения, то можно разглядеть лук с наложенной стрелой. А это тамга — родовой знак Тюменей. Сам же храм, в отличие от Казанского собора, венчал не купол, а ступоподобная пирамида. В глубине пирамиды находилась позолоченная статуя сидящего Будды, выписанная нойоном из Тибета.

Строительство велось на добровольные пожертвования простых калмыков и личные средства нойонов».

Возведенный на берегу Волги, храм Победы (так именовали хурул в народе) стал украшением местности. Народный поэт Калмыкии Владимир Нуров во время мероприятия в честь 200-летия храма рассказывал, что здесь не только проводили молебны, но и организовывали концерты: при буддийском хуруле действовал оркестр.

Советские годы стали самыми  страшными для красивейшего строения. Его превратили в склад, где хранили зерно; говорят, было время, когда здание  пытались разрушить вовсе, но это, к счастью, не удалось.

Многие годы ангелом-хранителем храма была рядовая жительница села Речного Валентина Константиновна Тихонова. Ее дом стоял недалеко от хурула, и баба Валя – так ее называли многие калмыки, приезжавшие поклониться хурулу, памяти великого князя, военачальника и  павших воинов – встречала людей, делилась сведениями о Хошеутовском хуруле.

Она не была буддисткой, но сохраняла наш храм, оберегала от разрухи, поддерживала – насколько было возможно – чистоту и порядок. При жизни бабе Вале, увидевшей начало реставрационных работ,  за сохранение культурно-исторического памятника – Хошеутовского хурула  в 2000-м году была вручена награда  – почетная грамота Правительства Калмыкии. Хотя, думается, эта скромная русская женщина, не говорившая журналистам громких слов о дружбе народов и важности сохранения веры, чья жизнь  стала примером бескорыстного служения всей российской культуре, делу объединения людей разных национальностей,  заслужила гораздо более высокую награду. И сейчас такая награда – благодарная память о Валентине Константиновне всего калмыцкого народа.

Сегодня село Речное – небольшой населенный пункт, в котором живут представители разных национальностей. Все они 10 августа собрались на территории Хошеутовского хурула, где проходили праздничные мероприятия в честь его 200-летия.

Один из них Хали Альмамбетов, живущий в Речном с 1976 года.

«В далекие годы храм переживал трудные времена, в нем даже действовал колхозный склад», – вспоминает собеседник.  «Сейчас же на хурул любо поглядеть. Красота!», – восхищается он.

Хали Альмамбетов отмечает, что  в настоящее время в Речном калмыцких семей мало, многие уехали в Элисту, тем не менее, сюда часто приезжают жители Калмыкии, и храм редко пустует. То, что Речное ныне часто посещают паломники и туристы, – большой плюс для будущего села, считает участник праздника.

Кстати, о взаимосвязи возрождения Хошеутовского хурула и дальнейшего развития Речного говорил также и губернатор Астраханской области Александр Жилкин, выступивший в ходе мероприятия.

Старейший житель села 92 – летний Артамон Афанасьевич Матвеев в тот день также пришел к хурулу и поздоровался с Главой Калмыкии Алексеем Орловым.

«Живу рядом с храмом. Мои предки, из Румынии,  одни из первых тут поселились», – кратко рассказал он о себе журналистам.

Бесконечную благодарность  собравшимся за внимание к хурулу  выразила председатель приходского совета буддийской общины села Заволжье Надежда Сидорук. А председатель этой же общины Александр Бондаренко рассказал, что община объединяет 30 человек. «Уверен, что она будет расти и развиваться», – подчеркнул он.

Среди участников праздника мы увидели и заместителя главы администрации села Заволжье  Валерия Отхонова, прибывшего в Речное вместе с дочерью Анжелой.

«В июне племянник побывал в Индии, на аудиенции у Далай-ламы, и привез  освященную буддийскую танку. Наша семья хочет преподнести ее в качестве подарка Хошеутовскому хурулу», – пояснил житель Заволжья.

Он рассказал, что этот населенный пункт находится в семи километрах от Речного. Село раньше именовалось Ушаковкой, затем – Заволжским, и теперь  обрело нынешнее название.  В Заволжье, как и в Речном, живут люди разных национальностей; все они принимали участие в подготовке к празднику, подчеркнул  Валерий Отхонов.

Рад возрождению Хошеутовского хурула, это  повлечет рост интереса молодежи к истории Калмыкии, Астраханской области, России, своих предков, корней, выразил мнение  многих сельчан участник праздника.

Фото Николая Бошева