В Калмыкию с пастырским визитом прибыл Государственный оракул Тибета Тубтен Нгодуп. Это уже четвертый визит в нашу республику высокого духовного лица – верховного медиума (кутена) тибетского народа, настоятеля монастыря Нечунг, оракула Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Впервые Тубтен Нгодуп приехал в Россию в 1997 году с целью познакомиться с ситуацией, связанной с развитием буддизма в нашей стране, являющимися самым северным регионом распространения тибетского буддизма, поближе узнать буддийскую сангху в Калмыкии, Бурятии и Туве. В последующие визиты в Калмыкию, в 1999-м и 2011-м годах, Государственный оракул Тибета также много ездил по республике,  провел встречи с монахами и верующими, дал наставления членам буддийских религиозных центров Элисты.

В кратком интервью в элистинском аэропорту Тубтен Нгодуп поделился воспоминаниями о своих приездах в Калмыкию и рассказал о планах нынешнего визита.

«В последний раз я приезжал в Калмыкию семь лет назад. Во все разы, что я посещал республику, старался поближе познакомиться с ней – встречался с людьми не только в городе Элисте, но побывал также в некоторых районных центрах.

В этот мой приезд в Россию, к сожалению, у меня не так много времени, я буду находиться здесь всего несколько дней. Но я искренне рад вновь оказаться в Калмыкии, потому что, насколько я знаю, республика активно развивается не только в экономическом плане, материальном, но также и в духовном. Здесь построен самый большой в Европе буддийский монастырь, в котором живут и работают высокообразованные  монахи, среди которых есть также калмыки, защитившие высокое звание геше.

Мне кажется, что в духовном плане Калмыкия действительно продвигается вперед. В этот приезд я хотел бы познакомиться с переменами, произошедшими за последние годы в республике, увидеть все своими глазами.

Я искренне рад снова увидеть калмыцкую землю, от всей души хотел бы поприветствовать калмыцкий народ», – сказал Тубтен Нгодуп.

Несомненно, жителям Калмыкии выпала большая удача неоднократно встречать на своей родине и получать благословение Государственного оракула Тибета, которого на приезд к единоверцам всегда лично благословляет Его Святейшество Далай-лама XIV. Официально в эту должность Тубтен Нгодуп вступил в сентябре 1987 года в возрасте 29 лет. В жизни Кутен-ла выглядит и ведет себя как обычный человек, как и все монахи, он не склонен к многословию, но всегда подчеркнуто вежлив и доброжелателен.

В одном из интервью он рассказывал: «Я родился и вырос в той части Тибета, где вообще деревья не растут. Там только голые горы да мелкие кустарники. В 1966 году, когда мне было девять лет, моя семья была вынуждена бежать из оккупированного китайцами Тибета в Индию через Бутан. Накануне мне приснился сон: моя семья находится во дворе дома, который был выстроен в стиле, отличном от тибетского. Вокруг росли большие деревья, они были очень густые. Кругом цвели разноцветные цветы. Вдали виднелись высокие горы. Такого в Тибете я никогда не видел. Утром сказал отцу об этом сне, но он не придал этому никакого значения. В глубоких сумерках мы добрались до селения Шишинган в Бутане, где жили тибетские беженцы. Нас приютила одна семья. Мы проспали ночь, утром я вышел на улицу и увидел точно ту картину, что видел во сне. Я этот сон помню, как будто видел его прошлой ночью».

Быть оракулом, по его признанию, очень сложно. Особенно трудно ему дается восстановление физического тела после транса, когда в нем побывал дух Нечунга – гневного божества-защитника, который, периодически вселяясь в тело медиума, дает советы Далай-ламе и его правительству относительно угроз, связанных с будущим тибетской нации.

 По словам Его Святейшества Тензина Гьяцо, с оракулом он встречается несколько раз в году. «Это может звучать неестественно для западного читателя XXI века. Даже некоторые тибетцы, особенно те, которые считают себя «прогрессивными», имеют предубеждение против использования мною этого древнего метода получения информации. Но я делаю это по той простой причине, что ответы оракула всякий раз, когда я задавал ему вопрос, оказывались верными. Не хочу сказать, что полагаюсь исключительно на совет оракула. Вовсе нет. Я спрашиваю его мнения так же, как советуюсь с собственной совестью. Я считаю божество своей «верхней палатой». Нижнюю палату составляет Кашаг (парламент). Как и всякий другой лидер, я консультируюсь с ними обеими, перед тем как принять решение по государственным вопросам. Иногда в дополнение к совету Нечунги я принимаю во внимание определенные предсказания».

В тибетском буддизме уже несколько сотен лет существует традиция – в один из дней после тибетского Нового года, праздника Лосар, оракул входит в транс и предсказывает будущее: ему задают конкретные вопросы, он на них отвечает. Если ожидается что-то плохое, он об этом не только сообщает, но и пытается предотвратить. И, наоборот, усиливает положительное влияние благоприятных предзнаменований.

Следует отметить, что к своему дару Кутен-ла прибегает только в особенных случаях: предсказания Нечунга касаются только глобального характера – например, о положении в мире, будущем тибетского народа, результатах переговоров между главами тибетского правительства и других стран и т.д. Он никогда не берется предсказывать будущее отдельного человека. С подобной просьбой к нему даже бессмысленно обращаться.

Говоря о России, Тубтен Нгодуп всякий раз выражает оптимизм. «Я уже несколько раз бывал в вашей стране. Когда впервые приехал к вам, это было во время перестройки, очень сложно было разговаривать с людьми, сильно сказывались последствия атеистической идеологии. Но с тех пор многое изменилось в России, сейчас вы стали более открытыми и восприимчивыми к духовным знаниям. Поэтому мне есть о чем с вами говорить в следующий раз».

Фото Николая Бошева