В Калмыкию с культурной миссией впервые прибыл потомок известного калмыцкого рода, выдающегося военного, государственного и общественного деятеля периода Российской империи Данзана Тундутова гражданин Французской Республики Серж Гравениц.

Вчера почетный гость прибыл в Элисту из Новочеркасска, где накануне он принял в праздничных  мероприятиях, посвященных церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. В столице донского казачества потомок калмыцких казаков-донцов Серж Гравениц также встретился с атаманом  Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» Виктором Гончаровым.

В Калмыкию же правнука князей Тундутовых и Балзановых (его бабушкой была Александра Гаряевна Балзанова, вышедшая замуж за Николая Данзановича Тундутова) привела, если так можно выразиться, «народная дипломатия» с целью исполнить благородную миссию – передать знамя Манычского партизанского казачьего отряда атамана Гари Балзанова, своего прадеда.

Визит на историческую родину Сержа Гравеница начался с экскурсии по достопримечательностям Элисты. Первым делом почетный гость посетил Национальный музей РК им. Николая Пальмова, затем центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», где его также особо заинтересовали экспонаты музея буддизма. В кратком эксклюзивном интервью «Степным вестям» он поделился своими первыми впечатлениями.

– Я очень рад встрече с Калмыкией, мне она очень понравилась, –сказал господин Гравениц. Я очень рад представлять своих предков, которые, к сожалению, в свое время покинули страну. Но я счастлив быть здесь сейчас.

Возникла ли у вас некая причастность к земле своих предков – на  уровне ментальных ощущений, может быть, вы почувствовали что-то знакомое из того, что рассказывали ваши родственники. Вообще такой представлялась вам Калмыкия? 

– Я изучал историю своей семьи, свою родословную самостоятельно. Информация, которая мне известна, это то, что я смог найти в архивах дедушки. К сожалению, моя семья не хотела распространяться об этом: что прошло, то прошло. Но я очень рад здесь побывать, почувствовать родину, где жили мои предки. Вообще же в Россию как турист я второй раз приезжаю.

Есть ли сегодня в мире носители фамилий Тундутовы?

– Я и моя сестра – единственные потомки этого княжеского рода, потому что наша мать Марина была единственной дочерью Николая Тундутова.

В вашей внешности есть отдаленное сходство с калмыцким дедом. А сами вы насколько ощущаете себя калмыком?

– Увы, в силу вышеназванных причин – только ментально.

Знакомы ли вы с другими потомками калмыцких эмигрантов во Франции? Например, такими известными на весь мир персонами, как актер Иска Бурхинов, футболисты Жан и Юри Джоркаевы?

– Нет. Не так давно со мной по интернету связался живущий в Дижоне Намзыт Парсунков, который написал мне о сообществе калмыков во Франции. До этого у меня не было никаких контактов с представителями калмыцкой нации, потому что мой дедушка отказывался контактировать с кем-либо из его прошлого.

Как вы думаете, в чем была причина такой категоричной позиции?

– Причина – то, при каких обстоятельствах дед уехал из страны во время революции, насильственный переезд, вынужденная эмиграция. Все это имело для него гнетущее душевное состояние, тяжелые последствия. Поэтому он поклялся, что больше никогда не вернется в Россию. Но вот я – здесь.

Фото Николая Бошева