Каждое утро,  ровно в 8.30, в Манычской школе Ики-Бурульского района звонко звенит колокольчик, напоминая ученикам о начале занятий. Звонок на уроки и перемены дает сотрудница образовательного учреждения Надежда Бадмаева. Надежда Сангаджиевна давно трудится здесь и знает в лицо каждого жителя поселка, но все же она строго ведет журнала учета, фиксируя, кто из посторонних  пришел, например, сегодня в школу.

Девять учителей и восемь учащихся

 У нас Надежда Сангаджиевна также спросила фамилии, поинтересовавшись, откуда мы. Мы же с водителем и фотокорром приехали в Маныч, чтобы посмотреть, как живет здешняя школа. Дело в том, что она не совсем обычная. Здесь трудятся девять педагогов, и знания получают восемь учеников. Манычская средняя общеобразовательная школа  имеет статус малокомплектной. Начальный блок отсутствует, так как в селе нет ребят соответствующего возраста. Одиннадцатиклассники появятся только в следующем учебном году, ими станут два нынешних десятиклассника.

Всего же здесь несколько классов: десятый, девятый, седьмой, шестой и пятый. Если бы не шестиклассница Перзият Амирханова, можно было сообщить, что в Манычской школе учатся только мальчики.  Очень хотелось пообщаться с этой девочкой, но в день нашего приезда в поселок, что от райцентра находится всего-то в двадцати  двух километрах, Перзият на занятиях не было, она болела. И уроков в шестом классе не было вовсе, не с кем их проводить, ведь  Перзият — единственная  ученица этого класса.

Директор школы Басанг Хулхачеев подробно и с любовью рассказал о возглавляемом им учреждении. Здание построили и ввели в эксплуатацию в 1977 году. Школа двухэтажная, рассчитана на 480 учащихся.  Сейчас здесь  действуют актовый, спортивные залы,  дети учатся по кабинетной системе. Помещений предостаточно, в связи с этим ради экономии все занятия проводят на первом этаже, где оформлены различные стенды, в том числе содержащие информацию для выпускников, а также о здоровье,  материалы антитеррористической направленности, сообщения  о победах учеников. Большой раздел посвящен ветеранам Великой Отечественной войны – жителям поселка Маныч  Дорджи Эрдниевичу Хулхачееву, дедушке Басанга Сергеевича, Александру Сергеевичу Ломоносову, Хасану Бадмаевичу Эрендженову, Сангаджи Надбитовичу Ользятиеву, которых, к сожалению, уже нет с нами,  труженикам тыла и крупным событиям войны 1941-1945 годов, преломившим ее ход, приблизившим Великую Победу.

Между прочим, во дворе школы, прямо у парадного крыльца, установлена стела в честь  участников войны и тружеников тыла. Ученики,  участвуя в программе «Я – гражданин России», провели акцию, во время которой собрали 23 тысячи 450 рублей на ее изготовление и установку. Мальчики девочки разработали проект, реализацию которого поддержали отдельные жители населенного пункта, фермеры, сотрудники организаций, выпускники. Ежегодно 28 декабря, в День памяти и скорби, и 9 мая, когда мы вспоминаем павших на полях Великой Отечественной войны и защитников страны, вернувшихся  с фронта и трудившихся на благо Родины, у стелы собираются жители поселка.  В школе, к слову, проводятся и другие мероприятия в честь больших дат и праздников.

Школа, таким образом, как и местный Дом культуры, в котором на средства СМО недавно сделали текущий ремонт, является центром притяжения людей.

Почти все педагоги в Маныче —  здешние выпускники. Для Басанга Хулхачеева эта школа тоже родная. После ее окончания он  по целевому направлению от Ики-Бурульского района поступил в Калмыцкий госуниверситет, затем, получив диплом о высшем образовании,  вернулся в поселок.  Как целевик он должен был три года отработать в этой школе, но с тех пор вот уж 12 лет  он трудится в Маныче, с 2011 года – в должности директора. Басанг  Сергеевич – самый молодой педагог, и  практически  все его нынешние подчиненные – его же учителя, к которым он относится с большим уважением, с благодарностью  вспоминая их уроки.

Вместе с супругой Кермен Сергеевной, учителем русского языка и литературы Ики-Ики-Бурульской средней школы, и тремя детьми он живет в райцентре. Старшая дочь Альма  учится в шестом классе, средний сын Бата – в пятом, а младший Лиджи в этом году пошел в первый класс.

Трудно ли быть директором сельской школы, тем более малокомплектной? По словам моего собеседника, сложно было в первые годы. Как и в любом деле, замечает он, есть свои плюсы и минусы, и любую ситуацию надо рассматривать, зная, что проблемы можно преодолеть.

Б. Хулхачеев преподает в школе калмыцкий язык и литературу. Рассказывает, что это интересный, увлекательный  предмет, который  изучают все ученики, представители разных национальностей – калмыки, даргинцы и лезгин.  Ученики нетитульной национальности занимаются, конечно, по другой, облегченной, программе, очень стараются и успешно участвуют в олимпиадах, конкурсах и конференциях по калмыцкому языку, истории и культуре Калмыкии.

Их победами, пусть и небольшими, славится маленькая школа. А еще она замечательна тем, что учащиеся имеют достижения  в таких востребованных сегодня и все же достаточно сложных в изучении дисциплинах, как математика, физика и информатика, которые ведет Виктория Баджаева. Призовые места в творческих конкурсах занимают воспитанники учителя изобразительного искусства Маргариты Очиргоряевой.

В Маныче есть чем гордиться, и все же Басанг Сергеевич в беседе не раз обращался к  вопросу малочисленности учащихся. Дело в том, что в первый класс малыши придут только года через два-три, рассказывает он. Сейчас же именно для них построена игровая площадка близ Дома культуры.

«Даже если в школе один ученик,  мы должны предоставить  ему все условия для обучения.  И они у нас созданы. Затраты на каждого ученика  в месяц  составляют  52 тысячи рублей, эта сумма складывается из оплаты коммунальных услуг, зарплаты учителей, других расходов.  Иногда активизируются слухи, что нашу школу закроют, но мы работаем по сей день, и настрой учителей таков: они готовы и дальше трудиться, никто не собирается уезжать, а ученики наши хотят получить среднее образование в родном поселке», — делится собеседник.

Но ему  и учителям, а также ученикам  и жителям поселка беспокоиться, на наш взгляд, не стоит. Глава РК Алексей Орлов неоднократно заявлял о том, что ни одна малокомплектная школа в Калмыкии не будет закрыта. Ведь у села, где нет школы, нет и  будущего: семьи будут уезжать туда, где у их детей есть возможность получить образование.

Школа как судьба

На территории поселка работают МУП «Джунгария», фермерские хозяйства, ФАП, Дом культуры, почта.

Хорошо поддерживает школу СМО, особенно в период подготовки к учебному году. Администрация сельского муниципального образования не отказывает в помощи, когда   ученики готовятся к каким-либо мероприятиям или должны выехать в райцентр или Элисту.

О школе и ее учениках беседую с учителем физики, математики и информатики Викторией Баджаевой.

Ее трудовая деятельность связана  только с Манычской школой. В трудовой книжке Виктории Михайловны, подчеркивает директор, всего одна запись: о том, что она принята сюда учителем. «Мои родители  приехали в Маныч в 1966 году, когда  создавался совхоз. Я училась в этой школе, затем в университете и вернулась  сюда. Вот и вся моя трудовая  биография», — улыбается собеседница.

За эти годы В.Баджаева подготовила немало  учеников, выбравших профессию своей учительницы. Многие из них преподают за пределами Калмыкии.

Из нынешних  учащихся надежды подает  Дауд Дулуханов, не первый год участвующий в предметных олимпиадах. В районных состязаниях берет призовые места, в республиканских этапах ему, конечно, трудно состязаться с ровесниками из профильных классов, рассказывает Виктория Михайловна.

«И кто у нас сегодня отвечает?»

-И все же в малочисленных классах, наверное, хорошо учиться, ведь обучение, считай, индивидуальное? – интересуюсь я.

Оказывается, не все так просто. По мнению педагога высшей квалификационной категории, детям сложно, когда ежедневно они находятся один на один с учителем. Во-первых, не с кем соревноваться. А, во-вторых, закрепление пройденного материала хорошо проходит именно в большом классе: один дал правильный ответ, второй, третий… И информация откладывается в памяти. А тут, особенно если в классе всего один учащийся, повторяет только он. К тому же каждый день ученик должен быть готов к уроку, потому что знает, что домашнее задание у него обязательно проверят.

В связи с этим в малокомплектных школах, где в каком-либо классе всего один ученик, шутят:  «Приходит на урок учитель, открывает классный журнал: «Тааак,  и кто у нас сегодня отвечает?»»…

Зато в таких учениках развивается ответственность, ребята стараются не пропускать уроки  даже во время болезни. Говорят, что чихающих и кашляющих едва ли не гонят домой. А ученики утверждают, что занятия  они пропускают только в том случае, если есть суперважная причина.

Виктория Михайловна с любовью рассказывает о своих учениках, их ответственности, трудолюбии, готовности прийти на помощь старшим, желании учиться. Между прочим, здесь же, в пятом классе,   учится  ее племянник, приехавший к тете из Элисты. Прежний ученик городской школы намерен окончить именно малокомплектную сельскую школу.

Как и все  здешние ученики,  он во время большой перемены, что длится полчаса, обедает дома.  Дело в том, что столовая в школе не действует, так как предприниматели не хотят работать с  небольшой организацией, поскольку придется поставлять крайне мало продуктов, при этом предъявляя все  необходимые документы. Но, с другой стороны, в том, что дети обедают дома, до которого буквально рукой подать,  есть плюс, и он заключается в экономии семейного бюджета.

Не привлекают ни Москва, ни Север  

За 32 года работы в школе наша собеседница прикипела к ней душой: «Никакие севера и Москва не привлекают. Сколько знакомых туда уехало, пишут, звонят, мол, что вы дома сидите? Приезжайте! Нет, я без степи не живу, не дышу. Даже когда в Элисту выезжаем, получается так: куда надо  сходили, что нужно – приобрели и домой! Мы – люди села».

Вакансий в этой школе нет. Учителя, как  и их коллеги из других школ, участвуют в конкурсах, выезжают на различные курсы. Жаль только, что выйти в интернет здесь можно лишь с помощью модема МегаФона. Благодаря ему проверяют электронную почту, отправляют документы. Но этот же модем не подходит для работы в кабинете информатики.  Ростелеком  же, как стало ясно из беседы с педагогами,  «провел оптоволокно, провода уже висят», но  только и всего.  А прежде, рассказывают учителя, благодаря телефонной  интернет-связи от того же Ростелекома  дети даже в интернет – олимпиадах участвовали. Ребята, к слову, и сейчас выходят в сеть со смартфонов и планшетов. Однако требуется такой доступ, который обеспечит знакомство с образовательными сайтами, например, на уроках информатики.

Всегда есть чем заняться

Знакомлюсь с десятиклассниками.  Дорджи Чимидов и Дауд Дулуханов – хорошисты. Чимид пока раздумывает, куда будет поступать после окончания школы, а Дауд уже решил, что подаст документы в медицинский вуз. Он, участник предметных олимпиад, планирует сдавать ЕГЭ по биологии и химии. Дорджи также намерен участвовать в едином госэкзамене по биологии.

Ребята увлекаются спортом: Дорджи – футболом, Дауд – воркаутом. Им нравятся уроки физкультуры, которые ведет мама Дорджи, Марина Владимировна. Она учит детей  и таким замечательным наукам, как биология, химия и география.

— Чем ваш поселок отличается от остальных? – интересуюсь у подростков.

— Людей мало, зато мы их знаем.

— А нравится поселок?

-Да,  — улыбается Дауд. Он родился здесь.

Дорджи  же рассказывает, что  в Маныч его привезли, когда ему было года два. В школе образовалась  вакансия, и мама приехала в поселок —  преподавать.

— А если б жил в Элисте, лучше было бы?

— Не очень, там  делать нечего.

-После уроков чем занимаетесь?

—  В футбол играем,  родителям по хозяйству помогаем.

Действительно, детям в селе всегда есть чем полезным заняться. И Маныч – не исключение. В местной школе царит удивительная атмосфера. Чувствуется, что учителя и ученики не просто уважают друг друга,  а понимают и любят. Дети стараются не подвести старших, оправдать их надежды. Взрослые, в свою очередь, рады, что в поселке создаются условия для обучения ребят, развития их талантов и способностей.

Главная задача учредителей и министерства

Манычская школа, конечно, не единственная малокомплектная школа в республике. По словам заместителя министра образования и науки РК Татьяны Питкиевой, в Калмыкии в настоящее время работают 82 малокомплектные школы. Это те образовательные организации, где средняя наполняемость классов составляет не более 10-ти учеников,  и нет параллельных классов.

В малокомплектных школах, подчеркнула замминистра, должны создаваться условия для того, чтобы дети осваивали образовательные программы в полном объеме. Это задача учредителей и самого министерства, отметила Татьяна Ивановна.

Если в малокомплектных школах не хватает учителей-предметников, то организуется профессиональная переподготовка учителя. Например, учитель биологии может затем преподавать географию. Ответственность за кадровый состав и освоение учениками  образовательных программ несет руководитель образовательной организации.

Как стало ясно из беседы с представителем министерства, регулярно проводятся мониторинги качества образования. В случае необходимости организуется методическое сопровождение школ.

«Мы стараемся сохранить любую школу, любая школа имеет право на существование, главное – чтобы условия для обучения были созданы, и это политика главы республики», —  подчеркнула Татьяна Питкиева.

По мнению замминистра, большинство зданий школ в сельской местности рассчитаны на 200 и более учеников,  поэтому если учащихся станет больше, малокомплектная школа вновь может стать обычной.

Она отметила, что некоторые  малокомплектные школы сегодня  известны  высоким уровнем исследовательской деятельности учащихся,  успешным дополнительным образованием.  Они участвуют в проекте «Инновационная инфраструктура системы общего образования РК»,  участвуют в программах развития сетевых технологий, взаимодействуют с университетом.

Я же, послушав Татьяну Ивановну, подумала, что поговорка «Мал золотник, да дорог» вполне применима к нашим маленьким сельским школам, отдаленным от степной столицы, расположенным в населенных пунктах, жители которых по разным причинам не хотят или не имеют возможности  покинуть малую родину. К школам, где в атмосфере любви и добра учат и воспитывают детей,  готовят их к взрослой жизни.

Конечно, есть у  таких  школ свои трудности; не будем лить карамель, утверждая, что живут они без забот и хлопот. Никто  в это не поверит. Разные проблемы – у кого в большей, у кого – в меньшей степени – имеются, но самое главное, что их стараются решить, чтобы у каждого ребенка была возможность учиться именно там, где он живет – в Маныче ли, Ханате, другом небольшом  поселке Калмыкии.

 Фото Николая Бошева