Государственный театр танца Калмыкии «Ойраты» в настоящее время готовит свою новую работу – этнобалет «Медноклювая птица». К сотрудничеству привлечены известные в России люди – композитор Марат Файзуллин, автор музыки ко многим художественным и документальным фильмам, и заслуженный  деятель искусств РФ   Валерий Яшкулов.

М. Файзуллин пишет музыку к балету, а наш земляк В. Яшкулов трудится над эскизами костюмов, часть которых он уже прислал  Надбитову.

Художественный руководитель и основатель театра танца «Ойраты», Герой Калмыкии Петр Надбитов рассказывает о том, как начиналась работа над новой постановкой и что уже сделано.

Как известно, этнобалет «Медноклювая птица» создают по мотивам калмыцкой сказки «Медноволосая девушка». А начиналось все с письма Цецена Балакаева, которое поступило на электронную почту нашему собеседнику. По словам Петра Тимофеевича,  Цецен Алексеевич,  драматург, сын народного писателя Калмыкии Алексея Балакаева,  ныне живущий в Санкт-Петербурге, предложил художественному руководителю театра танца поставить балет по истории калмыков, связав ее с историей России. Но затем, в ходе обсуждения темы, обратились к сказке «Медноволосая девушка».

«Я сценарий, либретто написал по сказке.  А назвал  свое произведение  «Медноклювая птица», этонобалет по мотивам калмыцкой сказки «Медноволосая девушка». Почему? Там, в сказке, по действию образы, на мой взгляд,  не завершаются, обрываются, нет связок, поэтому этнобалет именно по мотивам сказки. Это большой спектакль в двух действиях», – делится Петр Тимофеевич.

Он признается, его «захватила» работа над либретто. А когда завершил ее, сын Владимир, директор «Ойратов»,  обмолвился: может быть, музыку к балету написал бы Марат Файзуллин? Дело в том, что Владимир Петрович поставил композицию «Ночь в музее», музыку к которой и  написал уфимский композитор.

«И я ему (Файзуллину – Прим. авт.) вначале отправил оригинал, сказку – его не вдохновило, а потом когда отправил уже либретто, его это зацепило, и он взялся за дело», – подчеркнул собеседник.

На данный момент композитор «прислал достаточно много музыки к первому действию». Планируется, что он приедет в Элисту 22 сентября и будет работать с оркестром театра «Ойраты». Есть также договоренность, что он встретится и  с  Государственным симфоническим оркестром Калмыкии, которым руководит Мерген Настинов. Дело в том, объясняет Петр Тимофеевич, в оркестре тетра недостаточно музыкантов, что является следствием большого сокращения  штатов в сфере культуры республики в 2008 году.

Этнобалет, в котором есть и ведьма, спасшая когда-то маленькую девочку, и девушка, мечтающая найти того, кто истребил ее семью, и влюбленный юноша, и такие совершенно сказочные предметы, как плетка, удар которой может погубить живое существо, и медные волосы, благодаря которым можно летать, намерены представить зрителям в 2020 году.

Пересказывать сюжет, на мой взгляд, не стоит. В интернете можно почитать сказку, а чтобы узнать, что именно хотел сказать посредством музыки и танца Герой Калмыкии, можно посмотрев в дальнейшем этнобалет.

«Медноклювая птица» станет первым этнобалетом Петра Тимофеевича. Как известно, есть у него и мюзикл –  «Тальяночка на поляночке», поставленный к 70-летию Великой Победы.  А 27 сентября в 19.00 в «Ойрат-Арене» состоится премьера второго по счету мюзикла П.Т. Надбитова – «Однажды в Америке».

– Почему Вы решили назвать этнобалет «Медноклювая птица»?

– Это звучит сказочно. А «Медноволосая девушка» немного приземляет. Когда я назвал балет «Медноклювая птица», художнику Валерию Яшкулову это очень понравилось.

Ведьма, по моим соображениям, будет летать. Как технически это сделать – не знаю, но она должна летать!  Она отдает  девушке свои волшебные волосы и плетку, а когда просит вернуть их ей, девушка отказывает: ей понравилось иметь такую силу и власть, к тому же благодаря им она желает найти и наказать того, кто расправился с ее родными. И вот они обе летают, дерутся…

– Красиво. А после битвы героиня отдает ведьме то, что принадлежит колдунье?

– Она прогоняет старушку и остается с волосами и плеткой. Да, ведьма оказалась совсем не властолюбивой, она помочь хотела… Но и девушку понять можно.

– И все-таки девушка волшебные предметы отдала бабуле?

– Нет. Волосы и плетку в итоге сжег Зергте, тот самый парень, которого затем  она полюбила.

– И все же интересно, какой момент самый важный в постановке?

– Когда любовь оказалась сильнее власти, силы (которые олицетворяют и могучая плетка, и дарующие радость полета волосы – авт.) и молодые воссоединяются», – отвечает Надбитов.

По словам  художественного руководителя «Ойраты», он уже определил, кто из артистов его театра  сыграет главные роли. «У нас есть свои артисты, которые будут справляться  с ролями. Единственное, чего может не хватать – количества актеров. Придется, возможно, привлекать со стороны», – пояснил Петр Тимофеевич.

Фото автора