Накануне государственного праздника, Дня народного единства, в каждом регионе России, в том числе в Калмыкии, и странах ближнего зарубежья прошла IV международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», организаторами которой выступили Федеральное агентство по делам национальностей, общероссийская общественная организация «Ассоциация антропологов и этнологов России» и Министерство национальной политики Удмуртской Республики при поддержке Россотрудничества. Для написания проверочного диктанта в республике было организовано 50 площадок, в число которых вошел Институт калмыцкой филологии и востоковедения Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова.

«Тема культур и традиций народов России неисчерпаема и не может уместиться в 30 вопросах этнографического диктанта. Но наша задача заключается в том, чтобы после этой акции у жителей России появилось желание изучать свои корни, традиции своих предков, узнавать больше о тех, кто живет рядом. Потому что знание является основой для взаимного уважения и согласия между людьми разных национальностей» — отметил руководитель ФАДН Игорь Баринов.

На образовательной площадке Института участие в акции приняли 55 человек. Куратором этой площадки КалмГУ стала заместитель директора ИКФВ по учебной работе Валерия Салыкова, а в состав волонтерского корпуса акции вошли студенты опорного регионального вуза страны. Участникам «Большого этнографического диктанта» был предложен разноплановый интересный спектр вопросов, отражающий национальную палитру нашей страны. Сам диктант, как уже отмечалось ранее, состоял из 30 вопросов, из которых 20 заданий были одинаковыми для всей России и стран ближнего зарубежья, а оставшиеся 10 были составлены с учетом регионально-субъектной специфики. К примеру, среди таких вопросов были следующие задания: «Кто является автором системы сигналов для обмена условными знаками при помощи флажков между кораблями?», «Чей культ был у ойратов (предков современных калмыков) в древности до принятия буддизма?», «С именем какого буддийского Учителя связана легенда о происхождении чая «джомба» у калмыков?», «Какой цвет был не характерен для национальной одежды калмыков?». Помимо этого, в одном из заданий тематического блока участникам необходимо было соотнести имена буддийских божеств на санскрите с терминами буддийских божеств у калмыков.

Как сообщают организаторы, возраст самого пожилого из участников площадки составил 62 года, самого младшего – 17 лет. Что касается гендерной специфики, в ИКФВ участниками акции стали 50 женщин и 5 мужчин.

Правильные ответы всех заданий будут опубликованы 10 ноября на сайте Федерального агентства по делам национальностей. А итоги БЭДа подведут ко Дню Конституции Российской Федерации – 12 декабря.

Мнения

Римма Дёмкина, медсестра МБОУ «Элистинский лицей»:

– В своем плотном графике я всегда нахожу время для прослушивания радио. Для меня оно является одним из основных каналов передачи информации о текущем положении обстановки в каждом из субъектов России. О международной акции «Большой этнографический диктант» я тоже узнала на одном из радио-каналов. И знаете, сейчас мне отрадно, что свое пятничное утро я провела с пользой: приняла участие в просветительском мероприятии всероссийского масштаба. Здесь я узнала много интересных данных о разных культурах народов мира, историю развития государств. Благодаря этому мне удалось качественно расширить свой круг знаний. К тому же сегодня для себя я подчеркнула важную мысль – в наше время все же высок спрос на самобытность человека, его внутреннюю крепость и самореализацию.

Цагана Утнасунова,  студентка Института калмыцкой филологии и востоковедения:

– Сегодня вместе с другими желающими из нашей республики я приняла участие в международной просветительской акции «Большой этнографический диктант». Этнодиктант состоял из 30 вопросов, первые 20 из них направлены на общую эрудированность, а остальные  десять – на национальные особенности региона. Я считаю, что участие в акции – хороший шанс для каждого человека, возможность проверить свои знания о культурных и национальных особенностях народов нашей страны, а также больше узнать о такой науке как этнография.

Людмила Дженгурова, заместитель директора МБОУ «Элистинский лицей»:

– Однозначно, акция очень полезная. Ежегодно принимая участие, я убеждаюсь, что это продуктивный рывок для саморазвития. Что касается заданий, стоит отметить, что вопросы о северных народах были сложны, поэтому я во многом положилась на интуицию. На мой взгляд, необходимо, чтобы подрастающее поколение Калмыкии стало более  квалифицированнее  в вопросах знания о наших традициях, обычаях и языке. В свою очередь, такие проекты, как акция «Большой этнографический диктант», как раз таки и направлены на совершенство этой ситуации.

Фото автора