В связи с эпидемией коронавируса Центральный Банк России рекомендовал кредитным организациям соблюдать профилактические меры предосторожности при кассовом обслуживании.  Соответствующее информационное письмо опубликовано на сайте Банка России, сообщили «Степным вестям» в пресс-службе Отделения – НБ Южное ГУ Банка России.

В частности, среди профилактических мер для противодействия распространению коронавирусной инфекции COVID-19 – ограничение приёма и выдачи денег из банкоматов, работающих в режиме рециркуляции, то есть подразумевающих выдачу банкнот, ранее внесенных другим клиентом. Кроме того, предлагается регулярно проводить профилактическую дезинфекцию устройств для передачи наличных денег, а также банкоматов и терминалов, расположенных в помещениях кредитной организации и, по возможности, за ее пределами.

Регулятор также рекомендует банкам при работе с клиентами обращать их внимание на приоритетное использование именно безналичной формы оплаты товаров и услуг: онлайн-переводы и бесконтактная оплата по картам.

Как данные меры восприняли российские банки и скажутся ли они существенным образом на работе с клиентами?

Сбербанк, например, как пишет газета «Ведомости», не собирается ограничивать снятие наличных в банкоматах после рекомендаций Центробанка.  В пресс-службе банка изданию сообщили, что более 70% банкоматов Сбербанка не имеют функции ресайклинга. При этом было отмечено, что возможно отключить ресайклинговый функционал банкоматов в тех населенных пунктах, где это будет целесообразно. «Они будут работать как обычные. Клиенты не почувствуют разницы», – заверили в пресс-службе банка. 

В сообщении также отмечается, что в сложившихся условиях Сбербанк призывает клиентов при оплате товаров и услуг активнее использовать бесконтактные методы оплаты (с помощью пластиковых карт или смартфонов).

«Россельхозбанк обеспечивает клиентам полную доступность финансовых услуг в условиях режима самоизоляции или при переходе на удаленную работу. Совершать онлайн покупки и другие финансовые операции потенциальные клиенты и те, кто уже является активным пользователем банковских услуг, смогут в любое время. В сложившихся условиях «Россельхозбанк» рекомендует пользоваться дистанционными каналами для ограничения контактов», – приводятся слова руководителя Блока развития розничного бизнеса и дистанционного обслуживания АО «Россельхозбанк» Юлии Деменюк на официальном сайте РСХБ.

С обращением к клиентам в связи я пандемией коронавируса выступил и президент-председатель правления «Почта Банк» Дмитрий Руденко. В нем, в частности, говорится: «Со своей стороны, мы уже предприняли и продолжаем предпринимать все необходимые меры в части противодействия развитию инфекции. Это касается и обработки офисов и банкоматов, и ежедневного контроля за здоровьем наших сотрудников. Все системы и центры управления банком надежно задублированы и работают в штатном режиме. Тем не менее, хотел бы напомнить, что «Почта Банк» – это современный цифровой банк, поэтому вы можете взаимодействовать с нами абсолютно удаленно».

«Росбанк» также работает в обычном режиме. «Мы внимательно следим за ситуацией вокруг распространения COVID-19 (коронавирус) и предпринимаем все необходимые организационные и профилактические меры для обеспечения непрерывности своей деятельности в интересах безопасности и благополучия клиентов, партнеров и сотрудников.

В банке организована группа антикризисного реагирования, возглавляемая председателем правления, которая работает в тесном взаимодействии с группой антикризисного реагирования Societe Generale. Также для критичных функций банка была отстроена система обеспечения непрерывности процессов, с разделением на несколько команд для размещения в разных зданиях или удаленно на дому», – говорится в  новостях на сайте банковской организации.

Насколько серьезно меры, предпринимаемые сегодня банковской сферой в связи с профилактикой распространения коронавируса, повлияют на российскую экономику? Уменьшение оборота наличных денег в первую очередь может отразиться на малом бизнесе, практикующем только наличный расчет, и пенсионерах, не умеющих обращаться с банковскими картами, считает экономист Сергей Хестанов. Впрочем, эти проблемы эксперт считает разрешимыми: магазины быстро перейдут на специальные аппараты для безналичного расчета, да и пенсионеров обучить пользоваться карточками на самом деле тоже не так сложно.

«Настоящая причина подобной инициативы мне видится в другом. Это ужесточение фискального контроля. Безналичные платежи очень легко отслеживаются автоматически, они полностью доступны, что позволяет быстро анализировать и управлять передвижениями средств, – подчеркнул экономист.

Как будет работать новая мера, пока неясно. Возможно, банкам придется изменить логистику, что повлечет за собой сопутствующие расходы на инкассацию, что может повлечь за собой и дополнительную комиссию с целью компенсации затрат. Другой вариант развития событий – часть банкоматов просто отключат, заключил Хестанов.

Кстати

Как сообщает пресс-служба Южного ГУ Банка России, жители и гости Юга и Северного Кавказа совершили более 2 млрд безналичных операций с использованием платежных карт. Более 1,6 трлн рублей потратили жители и гости Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, оплачивая платежными картами товары, работы и услуги в 2019 году. Объем безналичных операций в двух округах вырос по отношению к 2018 году на 31%. Количество безналичных транзакций по картам приблизилось к 2,1 млрд операций, что больше данных 2018 года на 52%.

Уровень обеспеченности населения платежной инфраструктурой растет с каждым годом, и на 1 января 2020 года в двух федеральных округах на 1 тыс. жителей приходилось 15,8 устройств по приему платежных карт. Рост по сравнению с аналогичной датой прошлого года – 19%.

Фото: открытые источники