«Нарисуем», будем знать…

30 марта 2020 года. В Калмыкии идет третий день режима самоизоляции. Центр Элисты. Аптека. Заходит очень пожилой полусогнутый человек. В его трясущихся руках пустая пластиковая баночка из-под какого-то лекарства, которое он ищет и пока не может найти. Он протягивает пузырек в окошечко и спрашивает у провизора, есть ли такое у них. Название старик не помнит, а прочесть уже не может. Так и носит пустой пузырек с собой от аптеки к аптеке.        

Спрашиваем, почему он не обращается за помощью к волонтерам. Выясняется, что этот дедушка – 94-летний ветеран войны Петр Леонтьевич Леонтьев – и слыхом не слыхивал ничего ни о каких волонтерах. «Да как же так? – вопрошаем у него. – Ведь во всех газетах, по телевидению, в интернете каждый день сообщают номера «горячих линий», позвонив на которые, можно попросить помощь, и волонтеры тут же принесут и лекарства, и продукты».

В разговоре со мной Валентина Алексеевна – супруга Петра Леонтьевича – призналась, что аптека и продуктовый магазин рядом с их домом, вот и не хотят никого обременять. Да к тому же на днях им оказали помощь. «Из прокуратуры нам привезли целую коробку продуктов – масло, крупы, колбасу, молоко и даже хлеб. А в аптеку дед пошел, потому что ну не сидится ему дома». А как же режим самоизоляции, спрашиваю. Объясняю 83-летней женщине, что им категорически нельзя выходить на улицу, так как очень велика вероятность подхватить губительный вирус, и особенно это опасно для людей пожилого возраста. Но, как мне показалось, убедить собеседницу не удалось…

В отличие от них пожилые жители дома № 13 по улице Горького и рады бы принять помощь со стороны, да вот только не знают куда обратиться. Между тем, по словам члена домового комитета Валентины Гавшуновой, ровно треть квартир их девятиэтажки занимают пожилые, которым от 70-ти и выше. И большинство из стариков (по разным причинам) живут одиноко. «А откуда нам знать о каких-то «горячих» линиях? – вопрошает Валентина Александровна. – У многих из нас телефоны кнопочные, без всяких современных приложений и интернета, мы по ним только звонить можем».          

Сообщаю теперь и ей, что, благодаря помощи волонтеров, за продуктами и лекарствами самим ходить не нужно, достаточно позвонить по «горячему» телефону, и все необходимое им принесут прямо домой. Валентина Александровна, человек деятельный и инициативный, среагировала моментально: «А ну-ка продиктуй мне номера, сейчас «нарисую» на листочке покрупнее и повешу на двери подъезда. И ничего, что кто-то вредничает и постоянно срывает наши объявления с двери. Заново напишу и повешу».

Как это ни печально, надо признать: жизненно важная информация до некоторых наших стариков не доходит. Казалось бы, власти, общественные организации, оперативные и прочие службы республики работают практически круглосуточно, без сна и еды.  Предприняты беспрецедентные меры в борьбе с вирусом. Все ресурсы, силы и средства брошены на то, чтобы не допустить его масштабного распространения в Калмыкии, на то, чтобы организовать и оказать всемерную помощь населению. Но. Помощь пока доходит не до всех.

Кстати, уже сегодня появилась хорошая новость: нам стало известно, что мэрия Элисты обяжет управляющие компании развесить на подъездах многоэтажных домов объявления с номерами всех “горячих” линий.

Требуется синхронизация

Людей надо спасать. Пришло время понять: коронавирус никому не простит слабости и промедления. Может, нашим службам и ведомствам, муниципалитетам и депутатам стоит переформатировать свою работу и начать принимать неожиданные решения и меры, не вписывающиеся в рамки всех этих приказов, указов, регламентов, положений и прочего? Да, на свой страх и риск. И начать, скажем, с настоящей, полномерной (не для галочки и не на бумаге) синхронизации действий друг с другом. Пока же, на мой взгляд, каждый из них действует героически, но в одиночку.

Все мы впервые оказались в условиях, когда почти как на войне. Когда никто ничего не знает и не понимает. Потому что никто и никогда по-настоящему не учил нас, нынешнее поколение, действовать в таких условиях. Но когда от правильных решений и действий зависят тысячи жизней. Даже если принимая эти решения, надо переступить через себя, сломать привычные установки, нарушить правила и падежи, по которым все мы привыкли тихо жить и работать. Сделать это, потому что цель одна и она предельно ясна — победа.

Социальная трудность

Супруга Петра Леонтьевича призналась, что они отказались от услуг соцработника, так как в силах сами себя обслуживать. В отличие от них, стариков, нуждающихся в поддержке соцработников, по моим наблюдениям, у нас предостаточно. Однако (думаю, я не открою Америку, если скажу это) согласно федеральному регламенту, такая помощь на дому положена только отдельным категориям граждан. Причем, далеко не всегда она бесплатна. 

Ответственное за социальную помощь населению ведомство же свою работу делает как может. Даже дозвониться по указанному на сайте номеру 4-02-02 не удалось ни с первой, ни других последующих попыток, чтобы задать свои вопросы. Искренне надеемся, что это временная трудность. 

Хотя на своем ведомственном сайте, к примеру, рассказывают, что на днях меценат Алдар Лиджиков передал в Республиканский комплексный  центр социального обслуживания населения 46 продуктовых наборов и средства бытовой химии для пожилых и инвалидов старше 65 лет.

Или то, как 1 и 2 апреля социальные работники и волонтеры передали своим подопечным продуктовые наборы (мясо, мясные продукты, соки, консервы, муку), предоставленные предпринимателем Зинаидой Карпенко и неким меценатом, пожелавшим остаться неизвестным. За что всем им Министерство социального развития, труда и занятости Калмыкии выражает большую благодарность. Очень признательны тут и региональной Общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, передавшей маски, перчатки и дезсредства для социальных работников.

Кому лампочка, а кому – Конституция

В самом реготделении партии создан и работает «Волонтерский центр «Единой России», объединивший усилия партактива, сторонников партии, МГЕР, представителей «Волонтеров Победы», общественников. Начиная с 28 марта, когда были введены режим ЧС и самоизоляция, оказали помощь 52 гражданам, основную массу которых составляют люди в возрасте от 65 лет,  а также одинокие, в том числе молодые, элистинцы, инвалиды.

Звонят в волонтерский центр с разными пожеланиями – купить продукты, лекарства, оказать консультативную помощь, помочь написать заявление и т.д. Однажды обратилась пожилая горожанка, которая неожиданно попросила ознакомить ее с поправками в Конституцию РФ, распечатать документ и прислать ей домой – чтобы изучить и потом, когда будет назначено голосование, сделать правильный выбор. А вчера позвонил уже знакомый нам Петр Леонтьевич с просьбой купить электрическую лампочку взамен  перегоревшей. Словом, просьбы диаметрально разные, но тут стараются помочь всем обратившимся. И неважно, нужна человеку одна-единственная лампочка, просто совет или сочувствие.

Нужно отметить, что работают здесь не только по заявкам, полученным через “горячую” линию, но и сами делают звонки по своей базе. К слову, создавалась она в течение последних 11 лет, с 2009 года. И состоит она из числа тех, кто ранее обращался в общественную приемную по разным вопросам. “Звоним, интересуемся, нужно ли что-нибудь, и есть ли рядом родные и близкие, которые могут помочь”, – поделились в колл-центре.            

Каждому Сеньке по шапке

Администрация Элисты закупила и раздала более двух тысяч медицинских масок. “В первую очередь, средства защиты выделены участникам и ветеранам Великой Отечественной войны, строителям железной дороги Астрахань-Кизляр и по обращениям на “горячую” линию. Маски им доставили волонтеры городского Комитета по делам молодёжи и спорта”, – сообщили в горадминистрации. Следующие в очереди на средства защиты  – пожилые, работники торговли, полиции, сотрудники предприятий и учреждений жизнедеятельности столицы.

А на призыв о помощи безработной горожанки Умгайбат Богатовой, которая одна воспитывает пятерых детей, откликнулся сопредседатель регионального штаба ОНФ, председатель калмыцкого регионального отделения благотворительного фонда «Российский детский фонд» депутат ЭГС Олег Пюрбеев. Вместе с волонтёрами Единой России он передал семье продовольственный набор – фрукты, овощи, крупы, консервы и другие нужные продукты.

На пределе сил и возможностей

Волонтеры реготделения ОНФ, под опекой которого находятся пожилые и маломобильные граждане, помогли уже 77 заявителям. При этом в организации отметили: чтобы получить помощь, надо просто позвонить. Но. Всем без исключения ее не предлагают. Для этого, к сожалению, пока недостаточно людских ресурсов, технических и материальных возможностей, баз данных. Да и нужна ли такая помощь каждому подряд?

Вчера в разговоре со мной глава калмыцкого регионального исполкома ОНФ Баатр Мергульчиев признался, что из 90 зарегистрированных у них волонтеров активно работают около 20-ти. Так что пока с трудом, но они справляются с тем объемом заявок, которые поступают к ним по телефонам «горячей» линии. «На каждую заявку у нас уходит около часа, – говорит Баатр Сергеевич. – Ведь старики – люди скрупулезные. Просят купить только тот хлеб, крупу или масло, к которым привыкли за долгие годы. Поэтому нашим ребятам нередко приходится обойти несколько магазинов, прежде чем найти именно тот продукт». 

А на днях в ОНФ обратилась молодая женщина, которая живет одна со своим маленьким ребенком. Помочь ей некому, вот и не стали отказывать молодой маме в ее просьбе.  Другая горожанка-бабулька попросила передать пакет с продуктами своей подруге, которая так же, как и она, боится выйти на улицу. Что делать, помогли и ей.

К слову, Петр Леонтьевич тоже их постоянный подопечный. К нему калмыцкие фронтовики наведываются регулярно и не отказывают ни в одной просьбе, даже станцевать с ним вальс. «Он очень активный, жизнерадостный человек, никогда не сидит без дела, постоянно держим с ним связь. К сожалению, мы не можем удержать ни его, ни кого бы то ни было в четырех стенах, – говорит  глава калмыцкого исполкома ОНФ. – Но не устаем призывать всех: «Пожалуйста, оставайтесь дома! Если нужна помощь, обращайтесь к нам. Мы всем поможем».

Между тем ребята-волонтеры, совсем еще мальчишки и девчонки, работают практически без отдыха. Не жалуясь на голод и усталость. Не получая ни копейки за свою работу. Подвергая себя и своих родных риску заражения. Впрочем, как и весь штаб калмыцкого отделения ОНФ. «Который день после работы еду сразу в гараж. Здесь переодеваюсь, только потом иду домой. Ведь у нас тоже, как и у всех, есть семьи, дети. И мы должны максимально обезопасить и себя, и их», – устало признается Мергульчиев.

А я слушаю его и понимаю: как же хочется этому человеку и всем, кто сегодня на переднем фронте, остаться дома, со своими родными и близкими, радоваться непредвиденному отдыху и сну до обеда. Но они должны встать и идти работать. ЧТОБЫ ПОМОЧЬ НАМ ВЫЖИТЬ. Так что, дорогие жители республики, оставайтесь дома…

Лариса ИВАНОВА

Фото из архива редакции

Куда можно обратиться за помощью в условиях самоизоляции:

«Волонтерский центр «Единой России»

4-00-90

Штаб помощи пожилым и маломобильным гражданам “Мы вместе” калмыцкого регионального ОНФ

8-800-200-3411

8-927-593-4048

5-00-35

Глава регионального исполкома ОНФ

8-927-596-5256

Неотложная медицинская помощь БУ РК «Городская поликлиника»:

4-00-30, 4-03-30, 4-21-11;
8-927-595-8010, 8-996-110-5836, 8-961-395-3150, 8-961-549-9343

Отделение Пенсионного фонда по РК

4-08-75

Аварийные службы

МУП “Водоканал – 6-56-18, 6-24-87;
АО “Энергосервис” – 4-13-11;
АО “Газпром газораспределение Элиста” – 6-28-04;
Единая диспетчерская служба (ЕДДС) – 3-33-04, 3-33-05, 3-33-06