Сегодня отмечается Всемирный день книги и авторского права.

В основу этой даты легли печальные жизненные события – смерти великих писателей Мигеля Сервантеса и Уильяма Шекспира, а также  писателя Инка Гарсиласо де ла Вега. Скончались они в разные годы, но в один день. Выбор учредителей дня был обоснован трагически-неоднозначными творческими судьбами писателей. Сервантес, автор бессмертного романа «Дон Кихот Ламанчский», жил в очень сложное время, претерпел бедность, тюрьму, насмешки при жизни и долгое забвение. Достоевский говорил, что если после смерти предстанете пред вратами царства Божьего, то благодаря чтению «Дон Кихота» вы пройдете в них беспрепятственно. Шекспир познал славу при жизни, его пьесы «Ромео и Джульетта» и «Отелло» царствуют на мировых театральных подмостках всех времен и народов, но до сих пор авторство этих и других его пьес вызывает сомнения. Бедного третьего автора мы знаем благодаря основателям Дня книги. От Инка Гарсиласо де ла Вега остались только имя и портрет, его произведения не сохранились.

Этот день отдает дань уважения книгам и авторам: звучат призывы уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества, и не предавать забвению такой культурный феномен как книга. Несмотря на все вызовы времени, книга остается с человеком, хотя изначально ей предрекалась нелегкая судьба. Практически во всех художественных произведениях, посвященных самому феномену и факту существования в природе книги, она объект идеологического противостояния или собственнических притязаний какой-либо части общества, группы или сообщества. Такие книги представляет кандидат философских наук Артур Дыдров в статье «Будущее книги в утопии и дистопии: от популяризации до предания огню» (из сборника «Чтение. XXI век: коллективная монография», который доступен в Интернете). «Книга, несмотря на увеличение в современном мире численности цифровых аналогов, аудио- и видеопродукции, невзирая на господство иконической повседневности, все еще занимает достойное место на рынке и в жизни каждого человека. Книга ускользает от идеологического «прессинга», становится фактически неподконтрольной иным механизмам или общественным регуляторам», – отмечает автор.

Да, как иногда поражает социологов взрыв интереса к книге, которая, казалось бы, не имеет художественной или общественной значимости. Например, есть феномен книги Ричарда Баха «Чайка по имени Ливингстон», она, по свидетельствам библиотекарей, практически не рекламируется и не особо рекомендуется. Но со времени издания книга Р. Баха находит своего читателя в каждом поколении читающих. Загадке, феномену, значимости книг посвящали свои произведения многие писатели, порой в странном контексте, я имею в виду повесть Федора Достоевского «Сон смешного человека».  О книге как проводнике в мир Другого повествует роман-утопия Т. Кампанеллы «Город Солнца». Это город читателей книг, которые возвели в ранг традиции публичные чтения. 

«Роман-предупреждение Р. Брэдбери, получивший название «451 градус по Фаренгейту», футурологами не без оснований считается пророческим», – пишет А. Дыдров. Да, Брэдбери предвидел популяризацию симуляторов, сокращение объемов произведения. (В современном мире не пишут трилогий. Может, поэтому всех шокировал – и вызвал почтительный интерес – выход двух томов толстенного романа «Тобол» А. Иванова.)  451 градус по Фаренгейту (233 по шкале Цельсия), как известно, это температура, при которой воспламеняется бумага. Факт сжигания книг рассматривается в романе как акт уничтожения культурного кода человечества.

О книге как носителе памяти человечества повествуется в очень популярном и захватывающем романе «Имя розы» Умберто Эко. Писатель-семиотик говорит о книге как коде, владение которым может и погубить, и обогатить человечество. В результате интриг и обманов сгорает вся библиотека. Вообще, сожжение книг в произведениях талантливых писателей – предмет для изысканий психологов, но есть авторы, которые просто славят книгу и преклоняются ей. Таким почитателем был поэт, писатель, директор Национальной библиотеки Аргентины Хорхе Луис Борхес. Об одушевленности прочитанной книги сказал в своем стихотворении народный поэт Калмыкии, библиофил, коллекционер книжек-миниатюр, хозяин обширной домашней библиотеки Эрдни Эльдышев: «Я том Есенина в библиотеке / Однажды, с полки взяв, перелистал… / Как много я узнал о человеке, / Который до меня его читал. / О чем жалеет он, / К чему стремится, / Тогда его поведала рука – / Пометки на зачитанных страницах, / В волнении подчеркнута строка… / Как странно, / Показалось мне в тот миг, / Что, вслед за кем-то те стихи читая, / Я душу незнакомую постиг, / И оказалось, та душа – / Родная».

Зоя НАРАНОВА