Глава Калмыкии Баху Хасиков поделился хорошей новостью — в реализации проекта «Порт Лагань» сделаны первые шаги. Минтранс РФ одобрил предложения республики по внесению изменений в схему территориального планирования РФ в области развития федерального транспорта в части строительства Лаганского порта. А это очередной шаг к снятию законодательных ограничений и началу реализации проекта.
«Вот уже много лет все говорят о строительстве порта в Лагани. Потребность в дополнительных портовых мощностях на юге России очевидна. Наша страна обязана в полной мере использовать огромный потенциал транспортных коридоров север-юг и запад-восток, которые в ближайшие десятилетия изменят облик мировой экономики. В рамках индивидуальной программы развития Республики Калмыкия, утвержденной Правительством РФ, мы разрабатываем технико-экономическое обоснование порта. Наконец удалось добиться первых существенных успехов в воплощении этой идеи в реальность. Мы верим в коммерческий успех данного инвестиционного проекта и будем всячески его поддерживать. Реализация проекта не вступает в конкуренцию с существующими портовыми мощностями на Каспии, а дополняет их, тем самым укрепляя экспортный потенциал России», — отметил глава республики.
Напомним, в июле прошлого года Декларация о намерениях строительства нового морского порта в Лагани была согласована Росморречфлотом в части реализации первого этапа строительства морского порта мощностью 12,5 млн тонн. По поручению Минтранса РФ Республика Калмыкия подготовила соответствующее предложение по внесению изменений в схему территориального планирования РФ.
— Снятие федеральных ограничений — основная задача первого этапа строительства порта. Когда лаганский порт будет внесен в федеральную карту транспорта, законодательные ограничения снимут, республика сможет начать переговоры с потенциальными инвесторами, российскими или иностранными.
Уверен, рынок сразу увидит это и инвесторы сами придут к нам. У нас уже есть потенциальный инвестор, который рассматривает наше предложение, и мы продолжаем рассылать такие коммерческие предложения. Нужно отметить, что строительство будет вестись без участия государства. Сейчас нам надо общими усилиями донести до бизнес-сообщества мысль о том, что республика готова активно лоббировать реализацию проекта, готова конкурировать на рынке и давать лучшие условия для инвесторов. С моей точки зрения, порт имеет хороший коммерческий потенциал. У нас есть определенные конкурентные преимущества — это незамерзающее море, короткий выход в его акваторию.
В будущем порт, несомненно, внесет существенные положительные изменения в социально-экономическое положение республики в целом и Лаганского района в частности. Станет одним из крупных налогоплательщиков и обеспечит республику рабочими местами. Более того, Калмыкия станет серьезным игроком на рынке морских перевозок на Каспии, — поделился со «Степными вестями» глава администрации Лаганского РМО Очир Очиров.
Отметим, стоимость реализации проекта оценивается в 41,3 млрд рублей, общая планируемая совокупная мощность порта составит 22,5 млн тонн грузов в год. Он будет ориентирован на перевалку зерна, контейнерных, генеральных и рефрижераторных грузов, шрота. А также станет отправной точкой для создания промышленно-логистического кластера.
По мнению экспертов, строительство и деятельность порта существенным образом повлияет на социально-экономическое положение не только Лаганского района и самой республики, но и соседних регионов. Производители сельскохозяйственной и иной продукции в Ставропольском крае, Ростовской и Волгоградской областях, граничащих с Калмыкией, но не имеющих выхода к Каспийскому морю, как и Поволжье, Урал и иные регионы России с экспортным потенциалом, смогут реализовывать свою продукцию и услуги, используя экспортные и импортные возможности лаганского порта.

Лариса Иванова