В мире практически не осталось конституций в первоначальной редакции. Вместе со скоростью социальных и технических изменений остро нарастает и необходимость обновления конституций. Изменения не только нормальны, этого требует время. К такому выводу пришел Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) на основе проведенного анализа мирового опыта по обновлению конституций. Изучая тему, эксперты задались вопросами, как часто обновляются конституции, для чего это делается и каковы результаты, каким образом чаще происходит процедура в мировой практике. Своими результатами они поделились в докладе «XXI век — обновление конституций: международный опыт».

            «Возможность внесения поправок — фундаментальная особенность всех письменных конституций, так как просто невозможно создать текст, который смог бы вечно служить обществу при процессах развития. Конституционные изменения во всех странах объединяет то, что они выступают ответом на внешние и внутренние вызовы для государства. И такие  изменения должны вноситься через формальные инструменты, а не в результате революционных потрясений», — считают авторы документа.

            Так, конституционные изменения в 21-м веке предпринимались странами по целому ряду причин. Это соответствие современным запросам общества, охват новых актуальных сфер, таких как экология, защита животных, научно-техническое развитие, защита персональных данных в Сети и другие. Расширение права человека, усиление гарантии реализации основных прав, в том числе закрепление свободы гендерного самоопределения и права ЛГБТ, или, напротив, поддержание традиционных ценностей семьи, родительства и детства. Закрепление гарантии реализации различных социальных прав, например, на пенсионное обеспечение, социальные гарантии, право на труд и достойную его оплату.

            Кроме того, конституционные изменения вносили для того, чтобы укрепить национальное единство и идентичность, описать национальные ценности, которые сплачивают общество, выделяют страну из общего ряда, позволяют нации иметь право управлять своей судьбой. Чтобы защитить суверенитет и интересы граждан, в том числе развивая нормы о недопустимости конфликта интересов, о требованиях к должностным лицам и парламентариям. Значительная часть изменений здесь была связана с глобализационными и интеграционными процессами и соответствующим установлением приоритета законодательства. К слову, многие страны, в том числе члены ЕС, приняли подход о приоритете национальных конституционных норм.

            Среди причин изменения норм мировых конституций также укрепление стабильности и эффективности госуправления, развитие регионов и расширение их роли в управлении, расширение возможности участия граждан в принятии решений, развитие отдельные сфер, например, здравоохранения, повышение качества правовой и институциональной систем.

            Во многом это верно и для актуальных поправок к Конституции России. В случае положительного решения граждан принятие поправок, в частности, повысит позиции по охвату тем. В российском Основном законе также появятся современные нормы о защите экологии и окружающей среды, сохранении природного многообразия и об ответственном отношении к животным. Появится дополнительно защита трудовых и социальных прав, экологических прав, права на доступное качественное медицинское обслуживание. Кроме того, поправки позволяют укрепить национальную идентичность за счет оформления ряда значимых ценностей, прежде всего, суверенитета и территориальной целостности страны, ценностей семьи и детства.

            Эксперты отметили: российские поправки к Основному закону лежат в русле ключевых тенденций развития мирового конституционного законодательства. Модель принятия поправок также соответствует лучшим международным практикам. Референдумы, как правило, не предусматриваются как обязательная процедура для внесения поправок, только для принятия новых конституций. При этом национальное голосование может быть установлено как дополнительная процедура по требованию парламента или главы государства.