В размышлениях об автономии мне не раз вспомнился первый премьер Временного правительства после Февральской революции Керенский Александр Федорович. Он долгие годы жил и умер в эмиграции.

Меня когда-то привлекли его рассуждения о становлении государственной территориальности. Во-первых, он считал, что для любого государственного образования важна, в первую очередь, сама территория. Территория – это первично. Во-вторых – это народ, проживающий на данной территории. В-третьих – занятость населения, экономические показатели. В-четвертых – политические лидеры, осуществляющие правовой баланс внутри страны. То есть те, которые способствуют укреплению этических норм, обычаев – обычное право, и предполагаемые нормы для укрепления суверенности данной территории.

Итак, политики приходят тогда, когда уже есть и территория, и народ, и экономика, и, приходя, они позиционируют себя как представители от народа, которые могут договориться с соседними территориальными образованиями. Если до XIX века процесс сложения государств шел эволюционным путем, то следующие века стали сотрясаться революционными переворотами, когда приходит группа политиков и начинает декларировать свои условия и свое право на управление данной территорией. Первичность политики над государственным образованием затрудняет, тормозит, и, главное, искажает естественные эволюционные процессы развития общества, экономики региона.

Но история не знает сослагательного наклонения. Для Калмыкии, когда еще не утихла Гражданская война и по всей территории рухнувшей империи шли процессы формирования национальных территориальных образований, формирование территории и определение границ было необходимостью. Где должен жить народ и что защищать – это был основной вопрос. Об этом говорил и Араши Чапчаевич Чапчаев на I Общекалмыцком съезде Советов. Моя тетя Александра Васильевна Алехина была делегатом этого съезда, в Гражданскую войну воевала за эту власть. Мне она не раз рассказывала об этом выдающемся для Калмыкии событии. После съезда ей, как и другим, пришлось много работать, пришлось участвовать в развитии промышленности республики.

Мы работаем и живем в нормативно-правовом, экономическом пространстве автономии, образованной в составе РСФСР. И наша республика за свои трудовые достижения была награждена Орденом Ленина, за боевые заслуги – Орденом Октябрьской Революции, за развитие многонациональной культуры республики и за активное сотрудничество и с народами страны, за представление самобытной культуры народа в мире – Орденом Дружбы. В год столетия автономии нельзя замалчивать это! Столетие автономии – это и трудовые достижения, и жизнь наших отцов и матерей, это наша биография.     Да, мы, к сожалению, в настоящее время живем в обществе, где сильно проступает деление людей на классы имущих и неимущих, бедных и богатых. В технологическом мире теряется основа мироустройства, где главное богатство государства – это человек. Но все же мы видим друг друга и сочувствуем друг другу в бедах. Наверное, и потому простым народом, не ищущим всюду врагов, поправки к Конституции о защите трудовых прав, семьи, животных, экологии окружающей среды и другие воспринялись как нужные для социальной гармонии общества.

И еще хотел сказать о вере. Создавать государственную единицу – одно, но надо было верить в это. Вера народа, любая, – наверное, главная сила, благодаря которой народ жив и двигается в том направлении, где он видит свое будущее. На пути становления советского государства (и современная Российская Федерация – преемник этого устройства) было много трагических непоправимых событий. Оттеснялась из жизни людей религиозная вера, вера, сложившаяся на протяжении столетий, когда, исполняя те или иные обряды, человек приходил в состояние покоя и видел лучше свое будущее, то, что принесет ему счастье, то, ради чего он живет. На Востоке говорят: вера, как вода в кувшине, разобьешь кувшин, и воду не собрать, так и народ без веры разбредется и не собрать его. И когда фашистская Германия, где католицизм был силен, за ним стоял Ватикан, напала на нашу страну, мы смогли противопоставить свою веру, вернее, то, что осталось от православия, от буддизма, от ислама. Это было тяжелое испытание. И в духовном плане сегодня необходимо восполнить то, что осталось в душе, чтобы противостоять чужому мировоззрению, чтобы сохранить то лучшее, что досталось нам в наследство.

Поэт Евгений ПАХОМОВ