Больше трех месяцев бизнес подсчитывает сплошные убытки. Тяжелее всего приходится мелким предпринимателям, работающим в сфере услуг, магазинам непродовольственных товаров, общепиту. Правительство России в срочном порядке приняло ряд беспрецедентных мер для его поддержки – льготные кредиты, гранты на выплату зарплат, отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей, отсрочка арендных платежей, существенное снижение административной нагрузки. Кроме того, оказаны поддержка системообразующих предприятий, финансовая помощь регионам, столкнувшимся с падением доходов, защита от банкротства, поддержка пенсионеров, семей с детьми, пенсионеров, безработных. И буквально на днях президент России Владимир Путин, принявший участие в заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) отметил, что многие меры поддержки бизнеса в период пандемии оказались эффективными, они должны остаться и после ее завершения.

Несмотря на, казалось бы, беспрецедентную финансовую помощь государства, многие предприниматели на местах оказались на грани выживания. «Где обещанные меры поддержки? Еще немного, и бизнес рухнет. Я обращаюсь к тем структурам, которые должны помогать предпринимателям – Опора России, Центр поддержки предпринимателей, министерство экономики», – выступила с обращением в соцсети владелец известного в Элисте ресторанного бизнеса несколько дней назад.

В комментариях к названному посту моментально возникла бурная дискуссия, которую поддержали другие калмыцкие рестораторы. «Мы сейчас находимся на грани отчаяния. Еще месяц, и на восстановление бизнеса можно не рассчитывать. Требуем открыть рестораны с 13 июля. Если не нельзя открыть, то дайте субсидии для поддержания бизнеса. Причем, деньги должны реально покрывать те расходы, которые мы несем, а не смешные 13 тысяч на зарплату сотрудников», – открыто заявили они, обращаясь лично к министру экономики республики Дмитрию Троицкому.

Надо отметить, последний быстро отозвался на высказанные в свой адрес комментарии и принял активное участие в онлайн-диалоге. Во время него, кстати, некоторые из предпринимателей признались, что только теперь получили, наконец, долгожданные ответы. Более того, выяснилось, что немногие из них вообще знают, где и как получить государственную помощь, куда идти и что при этом делать. “Дайте пресс-конференцию, прямой эфир в инстаграме, что угодно, но общедоступным способом. Объясните людям, что нужно сделать, чтобы воспользоваться всеми видами поддержки», – написали они в комментариях. Видимо, именно это и подвигло чиновника, наконец, согласиться на личную встречу с ними.

“Три месяца не работаем. Бизнес на грани банкротства. Вынуждена уволить девять сотрудников, потому что платить нечем. Впервые в жизни и я оказалась в сложной ситуации. Дошло до того, что приходится просить деньги в долг у друзей. Такой беспомощной никогда себя не чувствовала. Меры поддержки бизнеса не работают, и открывать рестораны нельзя”, – позже рассказала “Степным вестям” автор нашумевшего поста.

По ее словам, из предложенных мер она могла бы воспользоваться только федеральной субсидией на возмещение зарплаты и ссудой под 1% годовых Центра развития предпринимательства. Но, увы, не подпадает под требования. Так, чтобы получить субсидию на возмещение зарплаты, ресторатор должна была сохранить 90% сотрудников. Но как это сделать, если уже с первых дней простоя сотрудникам нечем было платить за работу? А чтобы оформить в микрофинансовой организации ссуду под 1% сроком на два года, нужно иметь поручителей либо оставить в залог имущество, и никак иначе. А как быть тем, у кого нет поручителя или такого имущества?

С этой же проблемой столкнулась владелица кафе “Этно-Хауз” Ольга Гаряева. “Эта мера – отличная возможность получить практически беспроцентный кредит. Но, учитывая закредитованность населения республики, наличие поручителя – почти невыполнимое требование. Выходит, мера поддержки есть, а воспользоваться ею невозможно. Как говорится в пословице, “Висит груша, нельзя скушать”, – сетует она. – Но нам очень нужна помощь, дайте хоть какую-нибудь удочку! Еще месяц, и мы пойдем на дно”.

Гаряева – новичок в ресторанном бизнесе, ее заведение начало работать только в сентябре прошлого года. Детище едва встало на ноги, с большим трудом наладилась работа, появились постоянные посетители, а с ними – и большая надежда на новый сезон. Но в один момент мечты рухнули. Сейчас кафе работает только на доставку готовых блюд. Из всего штата Ольге удалось “сохранить” только поваров, ведь они, как известно, самые ценные сотрудники в любом ресторане – те крупицы, которые удается зарабатывать, уходят на их зарплату. Потеряешь повара – прощайся с бизнесом. Поэтому сама предпринимательница личную прибыль все это время не получает. Не может она расплатиться даже за коммунальные услуги, об отсрочке по которым местные поставщики, по ее словам, даже речи не ведут.

Но и это не самое страшное. Сейчас на предпринимателей сильнее всего давит груз многотысячных банковских кредитов, долгов перед муниципалитетами по арендной плате за помещения и земельные участки, многочисленных обязательств по другим договорам. По словам владелицы еще одного столичного заведения, она по-прежнему продолжает исправно получать счета за свет, воду, в случае их неуплаты начисляется пеня, грозят отключение и штрафы. Более того, уже в июле ей нужно внести и очередную плату за аренду земли. Между тем только по кредитам она вносит ежемесячно около ста тысяч рублей, правда, половину из них покрывает за счет пенсии – своей и супруга. Остальную сумму вновь и вновь приходится занимать у родственников, друзей, брать новые кредиты.

“Я законопослушный гражданин, поэтому стараюсь строго соблюдать все свои обязательства, – признается собеседница. – Из-за пандемии во всем мире, в нашей стране сложилась катастрофическая ситуация, страдает все население. Нет в этом ни вины властей, ни нас. Но надо искать выход и, в первую очередь, на государственном уровне”.

Все это предприниматели рассказали и лично министру Троицкому, встреча с которым прошла 9 июля. «Диалог состоялся, Дмитрий Александрович нас выслушал, обещал помочь в решении всех вопросов. И даже сказал, что сам заинтересован в открытии ресторанов. Теперь у нас появилась надежда на спасение своего бизнеса», – позже поделились одна из предпринимательниц. Мнение другой совершенно противоположно: “Конкретно ничего пока не сказано. Будем ждать. Если не будет помощи, мы вынуждены будем проводить протестный митинг и выйдем с пикетом с нашими требованиями. Нужно еще понимать, что штат ресторана состоит не только из руководителя. Есть еще персонал, эти люди имеют семьи, и все заинтересованы в работе. А сейчас они вынуждены оставаться безработными и очень недовольны положением дел. Нужны ли власти толпы голодных безработных, доведенных до отчаянья?”

Между тем уже в тот момент свежая статистика по заболеванию ковид-19 в республике заставляла серьезно задуматься о целесообразности открытия ресторанов, кафе, спортзалов и прочих заведений. Возникали сомнения: не станет ли это еще одной возможностью для коварного вируса вернуть свои позиции? Стоит ли в такой ситуации жертвовать здоровьем сотен людей для того, чтобы спасти бизнес владельцев развлекательных заведений?

Но ведь по ту сторону живые люди, они на грани полного разорения, на чашах весов благополучие их семей, где есть старики и дети. Речь и о доведенных до отчаяния сотрудниках ресторанов, которые сейчас вынуждены оставаться безработными или скитаться в ее поисках. Каким должно быть правильное решение в подобных обстоятельствах?

К слову, в день встречи с рестораторами мы попросили Дмитрия Троицкого поделиться, как он относится к просьбам владельцев кафе и ресторанов разрешить их открытие в нынешних условиях. В ответ чиновник неожиданно сухо заявил, что комментариев не будет. Отказал и в комментариях о результатах встречи, которую, как сообщил сам Троицкий, он только что провел. Что делать, пришлось судить о них лишь по словам недавних собеседниц “Степных вестей”, а также по еще более неожиданной информации наших коллег из “Кавказского узла” (интересно, как им удалось разговорить главу калмыцкого минэка?).

11 июля интернет-издание, в частности, пишет: “Министерство экономики Калмыкии повторно предложит республиканскому оперативному штабу по борьбе с коронавирусом снять ограничения на деятельность ресторанов. Ресторанам следует разрешить работу с учетом всех требований Роспотребнадзора, заявил 10 июля министр экономики Дмитрий Троицкий”. По словам автора публикации, чиновник заявил, что в этом вопросе позиция министерства не изменилась: предпринимателям в сфере ресторанного бизнеса надо разрешить осуществлять свою хозяйственную деятельность, как это организовано в других субъектах. Соответствующая практика есть, требования Роспотребнадзора расписаны. Рестораны могут работать с соблюдением социальной дистанции, с обязательным использованием средств индивидуальной защиты работников. Но все будет зависеть от решения, принятого на оперативном штабе, уточнил глава регионального ведомства. Республиканское министерство экономики разрабатывает отдельный порядок получения грантов для предпринимателей, которые не смогли воспользоваться федеральными мерами поддержки, также отметил тогда министр.

Напомним, решением оперштаба режим ограничительных мер в Калмыкии продлен до 26 июля включительно. Вдогонку ему, 13 июля, Дмитрий Троицкий сообщил “Степным вестям”, что ведомство повторно выносило на рассмотрение штаба вопрос о возобновлении деятельности предприятий общепита. “К сожалению, в условиях роста числа заболевших решение отложено до 26.07.20”, – коротко резюмировал он.

Начиная с 8 июня, в Калмыкии идет второй этап выхода из режима ограничений. Открыты магазины, в том числе непродовольственных товаров и одежды, парикмахерские, дежурные группы в детсадах, запущен на линию муниципальный транспорт, разрешены занятия спортом на открытом воздухе. При этом этим жители республики обязаны соблюдать масочный режим и социальное дистанцирование. Но как это ни печально признавать, в республике сохраняется напряженная ситуация с распространением ковид. Расслабляться всем нам не просто рано, а преступно опасно.

В условиях пандемии никто не может гарантировать стабильную ситуацию. Эксперты утверждают – начавшийся спад экономики приведет к более длительному застою, который будет тяжелее и болезненнее кризисов 2008 и 2014 годов. Упрямо иллюстрирует эти процессы статистика – на первой неделе июля в России окончательно закрыты 13% бизнесов, в стадии закрытия еще 7%. 37% предпринимателей полагают, что на восстановление бизнеса у них уйдет от полугода до года, приводит цифры «Российская газета». По данным федерального минтруда, с конца марта по конец июня в России было уволено 3,718 млн человек, сейчас на учет в качестве безработных встают в среднем по 140 тысяч человек в неделю.

Надежды на сезонное ослабление COVID-19 оказались напрасными, он мутировал и адаптировался. Этого мы от него совсем не ожидали и дали слабинку. Вышли на улицы, пренебрегаем ношением масок, соблюдением социальной дистанции. Теперь печально пожинаем плоды своей беспечности. Не знаю, как вам, дорогие земляки, а мне действительно страшно…

Лариса ИВАНОВА